Решение б/н Решение от 19.07.2018 года по делу №392-з от 24 июля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Р Е Ш Е Н И Е
по результатам рассмотрения жалобы ПАО СК «Росгосстрах» на действия комиссии Управления по регулированию контрактной системы Воронежской области
(дело № 392-з)
19.07.2018г. г. Воронеж
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя — начальник отдела; Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, вр.и.о. начальника отдела; Сисева Н.И. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии представителей КП ВО «Автобаза управления делами Воронежской области» - <…>, <…>, <…>; Управления по регулированию контрактной системы Воронежской области - <…>; ПАО СК «Росгосстрах» - <…>,
рассмотрев жалобу ПАО СК «Росгосстрах» на действия комиссии Управления по регулированию контрактной системы Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер извещения 0131200001018002408),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ПАО СК «Росгосстрах» (далее - Заявитель) на действия комиссии Управления по регулированию контрактной системы Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер извещения 0131200001018002408).
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями указанной комиссии, выразившиеся в незаконном признании заявок АО «СОГАЗ», СПАО «Ресо-Гарантия», АО «Альфастрахование», АО «Страховая бизнес группа», ООО СО «Верна», ЗАО «МАКС» соответствующей требованиям документации об аукционе, кроме того, в заседании представителями общества было заявлено о нарушении заказчиком законодательства о контрактной системе в части выбора способа закупки путем электронного аукциона.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение № 0131200001018002408 размещено в единой информационной системе по адресу www.zakupki.gov.ru.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств с начальной (максимальной) ценой контракта 810 409,05 (при расчете применен тарифный метод на основании ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 02 октября 2014 г. № 567).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.06.2018 №0131200001018002408-1 на участие в закупке было подано 9 заявок, которые были признаны соответствующими требованиям аукционной документации.
По результатам проведения электронного аукциона участниками были сделаны ценовые предложения, процент снижения начальной (максимальной) цены контракта составил 43,76%, победителем закупки (в том числе по результатам рассмотрения вторых частей заявок) было признано АО «СОГАЗ» с ценовым предложением 455 781,63 руб.
Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе урегулирован статьей 69 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с частью 6 указанной статьи Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Частью 6.1 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрено, что в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в составе первой и второй части заявки на участие в электронном аукционе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
В силу части 9 статьи 31 указанного закона отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Порядок проведения электронного аукциона и подачи его участниками ценовых предложений урегулирован статьей 68 Федерального закона N 44-ФЗ. Из норм указанной статьи Закона о контрактной системе, а также частей 3 и 5 статьи 66 этого же закона, регулирующих содержание заявки на участие в электронном аукционе, следует, что ценовое предложение не является частью заявки на участие в электронном аукционе. Кроме того, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит ограничений максимального снижения цены контракта в ходе проведения электронного аукциона.
Помимо этого, ценовые предложения подаются участниками в ходе проведения электронного аукциона на площадке оператора, в соответствии со статьей 68 Федерального закона N 44-ФЗ, при этом протокол проведения электронного аукциона формируется автоматически, члены аукционной комиссии не рассматривают предложение о цене.
В Федеральном законе N 44-ФЗ не содержится требование о предоставлении участниками закупки расчета цены (страховой премии) и, как следствие, не предусмотрена обязанность аукционной комиссии проверять правильность расчета цены контракта, предложенной участником закупки.
Следовательно, признание заявки АО «СОГАЗ», а также заявок СПАО «Ресо-Гарантия», АО «Альфастрахование», АО «Страховая бизнес группа», ООО СО «Верна», ЗАО «МАКС» несоответствующими требованиям документации об электронном аукционе противоречило бы части 7 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ, запрещающей аукционной комиссии принимать решения о несоответствии заявки по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Федерального закона N 44-ФЗ.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств определяются Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО).
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона об ОСАГО регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона об ОСАГО страховые тарифы по обязательному страхованию и структура страховых тарифов определяются страховщиками с учетом требований, установленных Банком России в соответствии с п. 1 ст. 8 Закона об ОСАГО.
Из ч. 1 ст. 9 Закона об ОСАГО следует, что страховые тарифы состоят из базовых ставок и коэффициентов. Страховые премии по договорам обязательного страхования рассчитываются страховщиками как произведение базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов в соответствии с порядком применения страховщиками страховых тарифов по обязательному страхованию при определении страховой премии по договору обязательного страхования, установленным Банком России в соответствии со ст. 8 Закона об ОСАГО.
В силу ч. 6 ст. 9 Закона об ОСАГО страховщики не вправе применять базовые ставки, коэффициенты страховых тарифов, структуру страховых тарифов, не соответствующие требованиям, установленным Банком России в соответствии со статьей 8 Закона об ОСАГО. Установленные в соответствии с Законом об ОСАГО страховые тарифы обязательны для применения страховщиками в отношении каждого страхователя.
Указанием Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У установлены предельные размеры базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее - Порядок).
Исходя из анализа ст. 8, 9, 15 Закона об ОСАГО цена не может быть ниже применяемых базовых тарифных ставок и коэффициентов, утвержденных в установленном порядке Банком России, следовательно, участник закупки, добросовестно исполняющий требования Закона об ОСАГО, не вправе предлагать иную цену, в том числе рассчитанную без учета требований Указания Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У, стремясь предложить наиболее низкую цену при закупках.
Кроме того, абзацем вторым пункта 6 статьи 9 Закона об ОСАГО установлено, что контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам ОСАГО осуществляет Банк России.
Таким образом, комиссия не наделена полномочием по рассмотрению вопросов обоснованности и достоверности ценовых предложений участников закупки.
Иное являлось бы нарушением Закона о контрактной системе и привело бы к необоснованному отклонению заявок участников закупки, нарушению их прав и препятствованию в осуществлении предпринимательской деятельности.
В связи с тем, что законодательством о контрактной системе при проведении электронного аукциона установлен способ определения поставщика, при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта, основания для признания нарушений в действиях комиссии Управления по регулированию контрактной системы Воронежской области в части признании заявок АО «СОГАЗ», СПАО «Ресо-Гарантия», АО «Альфастрахование», АО «Страховая бизнес группа», ООО СО «Верна», ЗАО «МАКС» соответствующими требованиям документации об аукционе, отсутствуют.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Федерального закона N 44-ФЗ к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, заявителем в Управление не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что цена контракта предложенная участниками закупки АО «СОГАЗ», СПАО «Ресо-Гарантия», АО «Альфастрахование», АО «Страховая бизнес группа», ООО СО «Верна», ЗАО «МАКС» является необоснованно заниженной.
Таким образом, ввиду отсутствия доказательств со стороны заявителя, Комиссия отклоняет указанный довод как необоснованный.
Довод заявителя о незаконности проведения закупки на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств путем электронного аукциона также является необоснованным в силу следующего.
После вступления в силу Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" Банку России переданы функции, в том числе по регулированию страховых тарифов по обязательному страхованию. Такое регулирование осуществляется посредством установления в соответствии с Законом об ОСАГО актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования (часть 1 статья 8 Закона об ОСАГО).
Указанные размеры установлены в Порядке. Данный Порядок вступил в силу 11.10.2014.
Таким образом, в настоящее время страховщики, осуществляющие ОСАГО, могут устанавливать тарифы в рамках их минимальных и максимальных значений в связи с чем цены на услуги страхования у различных страховых компаний могут отличаться и компании могут конкурировать между собой в части предложения цены, что в свою очередь позволяет заказчикам использовать такие способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), как запрос котировок и электронный аукцион, при которых основным условием признания победителем торгов является предложение наиболее низкой цены контракта.
На основании вышеизложенного и руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ПАО СК «Росгосстрах» на действия комиссии Управления по регулированию контрактной системы Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (номер извещения 0131200001018002408) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 19.07.2018 года.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Н.И. Сисева

Связанные организации

Связанные организации не указаны