Постановление б/н Постановление о наложении штрафа по делу об административно... от 17 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОАО «Ярославльводоканал»

150003, г. Ярославль, пр-т Ленина, д. 1А

 

 

Постановление

о наложении штрафа по делу № 07-07/18-17

об административном правонарушении

 

17 июля 2017 года г. Ярославль

 

Заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И. рассмотрев протокол об административном правонарушении от 02.06.2017 и материалы по делу № 07-07/18-17 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ОАО «Ярославльводоканал» (ИНН 7606069518, адрес: 150003, г. Ярославль, пр-т Ленина, д. 1А) по ч. 2 ст. 14.31 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ),

на рассмотрении дела присутствовал от ОАО «Ярославльводоканал», уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, защитник <...> — уполномоченный представитель по доверенности,

установил:

Решением Комиссии Ярославского УФАС России по делу № 07-03/45-15 от 05.07.2016 (изготовлено в полном объеме 18.07.2016) ОАО «Ярославльводоканал» признано нарушившим ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Фактические обстоятельства дела состоят в следующем.

В Ярославское УФАС России поступило заявление <...> (вх. №8085 от 12.08.2015г.) о нарушении антимонопольного законодательства со стороны ОАО «Ярославльводоканал».

Доминирующее положение ОАО «Ярославльводоканал» определено исходя из следующего.

Товарные границы рынка определяются потребностями заявителей, как водоснабжение и водоотведение.

Географические границы рынка с учетом п. 4.7. Приказа ФАС России №220 определяются централизованной системой, а также системой коммунальной инфраструктуры. Его доставка до потребителя может осуществляться только через присоединенную сеть и подключение к иным субъектам, осуществляющим водоснабжение и водоотведение является невыгодным, так как связано с несением затрат на подключение, а также организационными и временными издержками.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17.08.1995 года «О естественных монополиях» водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий. В соответствии со статьей 3 указанного Закона субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством, реализацией товаров в условиях естественной монополии.

В силу части 5 статьи 5 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Исходя из вышеизложенного, ОАО «Ярославльводоканал» занимает доминирующее положение на рынке водоснабжения и рынке водоотведения в г. Ярославле в границах присоединенной сети.

<...> проживает по адресу: <...>. В период с 01.07.2014 по 31.05.2015г. в указанном доме избран способ управления – непосредственное управление. У собственников были заключены прямые договоры со всеми ресурсоснабжающими организациями, в том числе, с ОАО «Ярославльводоканал». Заключение договоров происходило путем открытия индивидуальных лицевых счетов, в частности, заявительнице был открыт лицевой счет №601610838.

Для целей осуществления расчетов с гражданами, формирования и выставления счетов ОАО «Ярославльводоканал» 09.07.2014г заключило с НАО «Расчетно-кассовый центр» договор об информационно-вычислительном обслуживании №36-15/718.

В соответствии с п. 1.1. предмета указанного договора ОАО «Ярославльводоканал» поручает, а ЗАО «Расчетно-кассовый центр» принимает на себя обязанности по:

- определению объема холодной воды, горячей воды, потребленной физическими и юридическими лицами – собственниками помещений жилых домов в соответствии с Законодательством РФ, исходя из показаний приборов учета холодной и горячей воды и нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению;

- определению объема сточных вод, сброшенных собственниками помещений жилых домов в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере водоотведения, исходя из показаний приборов учета сточных вод и проч.;

- определению количества тепловой энергии, потребленной собственниками помещений жилых домов в соответствии с нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения, исходя из показаний приборов учета тепловой энергии, нормативов потребления и проч.;

- ежемесячному своевременному предоставлению в органы соцзащиты списков граждан по всем категориям льготников по поставке питьевой воды, приему и очистке сточных вод и имеющих право на компенсацию по оплате ЖКУ;

- обслуживанию лицевых счетов собственниками помещений жилых домов;

- печати счетов квитанций.

Таким образом, в соответствии с указанным договором, НАО «Расчетно-кассовый центр» в интересах ОАО «Ярославльводоканал» выставляло счета на оплату коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению всем многоквартирным домам, в отношении которых заключен агентский договор.

В дальнейшем управление многоквартирными домами (согласно представленным сведениям ОАО «Ярославльводоканал» обо всех лицевых счетах по всем домам, в которых менялся способ управления: с непосредственного управления на управляющую организацию) осуществлялось управляющей компанией, в том числе, НАО «Управдом Фрунзенского района».

15.05.2015г. ОАО «Ярославльводоканал» (Ресурсоснабжающая организация) заключило с НАО «Управдом Фрунзенского района» (Исполнитель коммунальной услуги) договор на предоставление коммунального ресурса №4849 (далее — Договор ресурсоснабжения, Договор 4849). В соответствии с п. 1.1., 1.2. предмета указанного договора Ресурсоснабжающая организация обязуется осуществлять поставку холодной питьевой воды Исполнителю коммунальной услуги на границе систем водоснабжения, принадлежащих Ресурсоснабжающей организации в целях обеспечения исполнителем предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению, а Исполнитель коммунальной услуги обязуется оплачивать объем поставленной холодной питьевой воды, а также Ресурсоснабжающая организация обязуется осуществлять прием сточных вод от Исполнителя коммунальной услуги на границе систем канализации, принадлежащих Ресурсоснабжающей организации в целях обеспечения исполнителем предоставления потребителям коммунальной услуги по водоотведению, а Исполнитель коммунальной услуги обязуется оплачивать объем сточных вод.

01.04.2015г. НАО «Управдом Фрунзенского района» (Принципал) заключило с ОАО «Ярославльводоканал» (Агент) агентский договор №36-05/836 (далее также — Агентский договор). В соответствии с п. 1.1 предмета указанного договора Принципал поручает, а Агент принимает на себя обязательство совершать от своего имени и за счет Принципала юридические и иные фактические действия, а именно:

- в соответствии с пп. 1.1.1 предмета договора по начислению физическим лицам – пользователям жилых помещений (потребители) в многоквартирных жилых домах платы за оказанные Принципалом услуги (холодное водоснабжение и водоотведение);

- в соответствии с пп. 1.1.2 предмета договора получению на свой расчетный счет денежных средств Потребителей за оказанные Принципалом услуги;

- в соответствии с пп. 1.1.3 предмета договора оплате комиссий организаций (почта, банки и т.д.), осуществляющих прием платежей от потребителей за коммунальные услуги, оказанные Принципалом.

Договором также предусмотрено, что денежные средства, оплаченные Потребителями за коммунальные услуги, по поставке питьевой воды и водоотведению, Агент обязан зачислять в счет оплаты по договору №4849 от 15.05.2015г. (п. 2.1.7., 7.1.), а также то, что денежные средства, перечисленные Потребителями непосредственно Принципалу после заключения настоящего договора, подлежат перечислению на расчетный счет Агента в течение 2-х дней (п. 2.3.6.). В соответствии с п. 4.1.3. Агент обязуется не предпринимать мер по взысканию с Принципала задолженности в рамках договора на отпуск и потребление холодной воды №4849 от 15.05.2015г., возникшей в период действия настоящего договора в части задолженности граждан-собственников (пользователей) жилых помещений в жилых домах.

Кроме того, в соответствии с п. 4.1.4. в случае обращения Агента к Принципалу за заключением договора уступки права требования в отношении Потребителей, последний обязан заключить такой договор в течение 30 дней.

Соглашением от 14.08.2015г. ОАО «Ярославльводоканал» и НАО «Управдом Фрунзенского района» включили с 01.06.2015г. в договор №4849 и в Агентский договор №36-05/836 единый перечень многоквартирных домов. Указанное соглашение является неотъемлемой частью Договора №4849 и Агентского договора.

При этом гражданам, у которых ранее в качестве формы управления было непосредственное управление, а затем стало управление Управляющей компанией были изменены номера лицевых счетов. Так, например, заявительнице, <...> до 01.06.2015г. был присвоен лицевой счет №601610838, а с 01.06.2015г. – лицевой счет №606365894.

На дату изменения лицевых счетов (01.06.2015г.) на лицевом счете Заявителя №601610838 числилась переплата в сумме 2,96 руб., в соответствии с представленной ОАО «Ярославльводоканал» справкой №831 о расчетах за услуги по подаче воды и приему сточных вод.

При этом, за июнь гражданам были выставлены две квитанции по лицевому счету, открытому до заключения агентского договора, и по лицевому счету, открытому после заключения агентского договора, в том числе <...> - один по лицевому счету №601610838, второй по л/с №606365894.

В квитанции за июнь 2015г. по л/с №606365894 фигурировали обычные начисления, однако, в разделе «Оплачено» стояло значение 0.00; вторая квитанция по л/с №601610838 имела пустые строки в графе начисление, отражала только «Итого к оплате», где у должников фигурировали соответствующие значения долга, а у гр. <...> в квитанции за июнь -2,96 в разделе «Прошлый месяц» и 300 в разделе «оплачено». За июль – 0.00 в разделе «Итого к оплате за месяц», в графе «Прошлый месяц» выставлено значение -302,96.

При этом, подобная практика имела место в отношении всех лиц, которые имеют либо «переплату» либо задолженность по лицевому счету.

В июне 2015г. гр. <...> в счет оплаты по лицевому счету №601610838 в адрес ОАО «Ярославльводоканал» поступили денежные средства в размере 300 руб., которые были оплачены Заявителем за июнь 2015г., следовательно, на 01.07.2015г. на лицевом счете №601610838 числилась переплата (аванс) в размере 302,96 руб.

При этом, помимо информации о начислении и об оплате, номера лицевого счета квитанции практически ничем не отличались, помимо вставки следующего содержания «Непубличное акционерное общество Управдом Фрунзенского района (исполнитель коммунальных услуг) сайт …, адрес…, телефон…, реквизиты...».

Таким образом, со стороны ОАО «Ярославльводоканал» были сформированы две схемы договорных отношений.

В период непосредственного управления договорные отношения в полном объеме формировались между ОАО «Ярославльводоканал» и гражданами. В соответствии с п. 17 Постановления Правительства РФ №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее также — Правила 354) ресурсоснабжающая организация, для которой в соответствии с законодательством Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, заключение договора с потребителем является обязательным, приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, в котором в качестве способа управления выбрано непосредственное управление, - с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений о выборе такого способа управления, до даты начала предоставления коммунальных услуг управляющей организацией либо товариществом или кооперативом, указанной в пункте 14 или 15 настоящих Правил. В соответствии с п. 6 Правил 354 договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен с исполнителем в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (далее - конклюдентные действия). В данном случае имело место фактическое заключение договора между ОАО «Ярославльводоканал» и гражданами. Доказательством заключения договора в данном случае являются факты потребления комунальных услуг по водоснабжению и водоотведению, счета, выставленные гражданам с присвоенными им индивидуальными лицевыми счетами.

При этом, в соответствии с п. 69 Правил 354 в платежном документе указываются, в том числе, наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет. Действующее правовое регулирование не указывает на номер индивидуального лицевого счета гражданина как на существенное условие договора или как на один из обязательных реквизитов счета.

После избрания управляющей организации договорная схема была изменена, договор поставки заключен между ОАО «Ярославльводоканал» и НАО «Управдом Фрунзенского района». В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ №124 от 14.02.2014г. «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг» (далее также — Постановление №124, Правила №124) Управляющая организация обращается в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения. Указанный договор является публичным, обязателен для ресурсоснабжающей организации.

В соответствии с п. 16 Постановления №124, условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.

В соответствии с п. 25 Постановления №124 при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты в случае отсутствия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или общего собрания членов товарищества или кооператива о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям - путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), если договором ресурсоснабжения не предусмотрен более поздний срок оплаты коммунального ресурса, платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.

В данном случае решения общего собрания не имелось, то есть сами собственники не высказывали воли на осуществление оплаты напрямую в ресурсоснабжающую организацию.

В то же время, между УК и ОАО «Ярославльводоканал» был заключен Агентский договор с поименованным выше предметом.

В силу ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

В то же время, п. 63 Правил 354 устанавливает, что Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

При этом, в соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» платежный агент - юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Кроме того, в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) в целях настоящего Федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. В соответствии со ст. 2 указанного закона под Поставщиком понимается юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации. В данном случае услуги оказывает Управляющая организация, соответственно для целей данного закона именно она является Поставщиком. В то же время, в данном случае ОАО «Ярославльводоканал» выступает не в качестве платежного агента, а фактически напрямую получает денежные средства в оплату поставленного коммунального ресурса.

При этом, в соответствии с п. 64 Правил №354 потребители вправе при наличии договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенного с исполнителем в лице управляющей организации, вносить плату за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию, которая продает коммунальный ресурс исполнителю, либо через указанных такой ресурсоснабжающей организацией платежных агентов или банковских платежных агентов в том случае, когда решение о переходе на такой способ расчетов и о дате перехода принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, членов товарищества или кооператива. В этом случае исполнитель обязан в срок не позднее 5 рабочих дней со дня принятия указанного решения предоставить ресурсоснабжающей организации информацию о принятом решении.

Внесение потребителем платы за коммунальные услуги непосредственно в ресурсоснабжающую организацию рассматривается как выполнение обязательства по внесению платы за соответствующий вид коммунальной услуги перед исполнителем. При этом исполнитель коммунальных услуг отвечает за надлежащее предоставление коммунальных услуг потребителям и не вправе препятствовать потребителям в осуществлении платежа непосредственно ресурсоснабжающей организации либо действующему по ее поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.

Фактически стороны реализуют именно схему прямых расчетов за коммунальный ресурс между жителями и ресурсоснабжающей организацией. Это, в том числе, подтверждается тем, что Управляющая компания, получая денежные средства от жителей, перечисляет их в ОАО «Ярославльводоканал» не в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ №124 (до 15 числа месяца, следующего за расчетным), а в течение 2-х дней (2.3.6. Договора).

Таким образом, отношения, связанные с расчетами за холодное водоснабжение и водоотведение в полном объеме складываются между ОАО «Ярославльводоканал» и жителям соответствующих домов на основании следующего:

- ОАО «Ярославльводоканал» выступает в качестве агента, но действует от своего имени, а не от имени Управляющей компании;

- по указанному агентскому договору Общество осуществляет расчет платы, ее начисление гражданам, формирование расчетно-платежных документов, получение денежных средств, т. е. полный цикл расчетных операций;

- Общество получает денежные средства на свои счета, таким образом, не может быть признано платежным агентом в том смысле, который предусмотрен Федеральным законом №103-ФЗ;

- фактически имеет место прямая оплата собственниками жилых помещений в адрес ресурсоснабжающей организации, которая вопреки п. 64 Правил №354 осуществляется без соответствующего решения общего собрания.

Таким образом, отношения граждан и ОАО «Ярославльводоканал» фактически не изменились, счета по-прежнему формировались и выставлялись со стороны ресурсоснабжающей организации, денежные средства также вносились в адрес Общества, а не Управляющей компании.

Таким образом, относительно сложившейся договорной схемы, Комиссия констатирует следующее.

Между гражданами и ОАО «Ярославльводоканал» существовали прямые договоры, заключенные конклюдентными действиями (поставка коммунального ресурса, его прием и оплата на выделенные реквизиты). Номер выделенного лицевого счета не имел правоустанавливающего значения, служил для обособления гражданина. При этом законодательство вообще не устанавливает необходимость введения такого реквизита, как номер лицевого счета, допускает обособление по персональным данным (ФИО, адрес).

Прямые договоры между гражданами и ОАО «Ярославльводоканал» были расторгнуты в силу закона, в связи с выбором иного способа управления (пп. а, п. 17 Правил 354). Квитанции, как отмечалось, являются элементом внешней формализации сложившихся договорных отношений, таким образом, после его расторжения квитанции по договору выставляться не могли. В то же время, ОАО «Ярославльводоканал» не лишено было права вести претензионную работу в отношении собственных должников, продолжать выставлять им возникшую задолженность. Однако, в отношении <...> и иных лиц, которые не имели задолженности по договору, напротив, за которыми числилась переплата, счета выставляться не могли.

В то же время, и после изменения способа управления счета выставлялись от имени ОАО «Ярославльводоканал», реквизиты для осуществления платежа не изменились, денежные средства вносились в адрес ресурсоснабжающей организации, сменился только номер индивидуального лицевого счета. При этом, не смотря на то, что ранее заключенный конклюдентными действиями договор прекратил существование, гражданам поступали квитанции и по старым лицевым счетам.

При этом, без отдельного решения собрания собственников помещений многоквартирных домов ОАО «Ярославльводоканал» вообще не имело права получать денежные средства на собственные счета, платежная схема в этой части императивным образом сформирована в действующем законодательстве.

В этой ситуации граждане не имели правовой определенности относительно вопроса о том, каким способом им следует оплачивать коммунальные ресурсы, не обладали информацией о том, что это необходимо делать по иным лицевым счетам, а также о том, что на предыдущем счете может иметься переплата.

В отношении порядка учета переплаты, УФАС констатировало следующее. Обязательства по оплате коммунальных услуг регулируются Постановлением Правительства РФ №354, в соответствии с которым Потребители обязаны своевременно вносить плату за коммунальные услуги (п. 63).

Плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом, не установлен иной срок внесения платы за коммунальные услуги (п. 66).

Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (п. 67).

Таким образом, оплата по квитанции, выставленной ОАО «Ярославльводоканал», является целевой, она не имеет иного назначения кроме как внесение платежа за поставленную холодную воду и отведенные стоки.

Действующее законодательство не содержит прямых норм, устанавливающих порядок действий ресурсоснабжающей организации при поступлении оплаты коммунальных услуг сверх суммы, указанной в выставленном счете. В то же время, поскольку указанные денежные средства являются целевыми платежами за поставленные ресурсы, то они учитываются в счетах в счет оплаты коммунальных ресурсов за последующий период. В соответствии со ст. 5 ГК РФ под обычаем понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В данном случае учет денежных средств, оплаченных сверх выставленного счета за коммунальные услуги («переплаты») в расчетных документах следующего периода является сложившимся обычаем во взаимоотношениях между ресурсоснабжающей организацией и гражданами.

Указанный обычай не противоречит действующему законодательству, напротив, п. 65 Правил 354 устанавливает, что если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору осуществлять предварительную оплату коммунальных услуг в счет будущих расчетных периодов.

Пункт 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", устанавливает, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов.

Также в соответствии с Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 29.12.2014г. №924-пр «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению» в разделе 5 "Сведения о перерасчетах (доначисления +, уменьшения -)" рекомендуется включать, в том числе следующую информацию: об излишне уплаченных потребителем суммах в счет будущих расчетных периодов.

По своей правовой природе, денежные средства, которые ОАО «Ярославльводоканал» получил от собственников в виде «переплаты» за коммунальные ресурсы являются неосновательным обогащением. В соответствии с п. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. В данном случае ОАО «Ярославльводоканал» получило от жителей средства в отсутствие на то надлежащих правовых оснований («переплату»). Соответственно указанная переплата подлежала возврату жителям. В этой ситуации, с учетом того, что изменившаяся договорная схема по существу не повлекла фактического изменения в порядке расчетов, т.е. ОАО «Ярославльводоканал» по прежнему выставляло счета собственникам жилых помещений напрямую, то, согласно сложившимся в указанной сфере обычаям делового оборота, Общество должно было использовать указанный порядок для возврата неосновательного обогащения.

В случае, если ОАО «Ярославльводоканал» имело намерение отступить от сложившегося обычного поведения учета переплаты, то об этом следовало проинформировать граждан, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

В соответствии с п. 3 ст. 307 ГК РФ при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.

В Определении Верховного Суда РФ от 26.01.2016 по делу N 301-ЭС15-5443, А43-25745/2013, Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.05.2013 N 17388/12 по делу N А60-49183/2011 указывается, что злоупотребление правом может выражаться в таких действиях лица, в результате которых другая сторона не могла реализовать свои права.

В данном случае ОАО «Ярославльводоканал» осуществляло возврат переплаты или ее учет на вновь открытых лицевых счетах по письменному заявлению гражданина. В то же время, ни в направленных квитанциях, ни в каких-либо иных документах граждане не были проинформированы о возможности написания такого заявления. Императивных норм действующего Жилищного законодательства, предписывающего гражданам обращаться с подобным заявлением также не имеется.

При этом, ОАО «Ярославльводоканал» отказывалось осуществлять возврат полученных денежных средств или их учет без письменного заявления. Обратившаяся в антимонопольных орган гр. <...>, в частности указала на то, что является инвалидом, пожилым человеком, не имеет физической возможности лично написать заявление в Общество, обращалась по приведенным в квитанции телефонам, однако там ей не смогли пояснить как могут вернуть денежные средства подобные маломобильные граждане.

Таким образом, ОАО «Ярославльводоканал»:

1. Направило гражданам, имеющим переплату, счета по уже прекращенному договору, одновременно со счетами по новому договору, вводя тем самым потребителя в заблуждение относительно порядка оплаты;

2. Не предоставило никаких дополнительных комментариев относительно того, по какой причине выставлены два счета, по каким основаниям счета по новому договору выставляет ОАО «Ярославльводоканал», при том, что договор заключен с НАО «Управдом Фрунзенского района»;

3. Получало денежные средства по уже расторгнутому договору;

4. Установило дополнительное, не предусмотренное законом условие реализации собственной обязанности по возврату неосновательного обогащения (излишне полученных денежных средств);

5. Не проинформировало потребителей о порядке возврата указанных денежных средств.

Таким образом, ОАО «Ярославльводоканал» злоупотребило правом, выставив счета по прекращенному договору гражданам, не имеющим задолженности, затруднило для них реализацию права на возврат денежных средств, а также вопреки требованиям ст. 307 ГК не предоставляло необходимой информации о порядке такого возврата.

В результате ОАО «Ярославльводоканал» получило возможность пользоваться денежными средствами «переплатой» граждан, ожидая заявления об их возврате, а в случае отсутствия такого заявления — без ограничения времени. При этом Комиссия полагает, что все поименованные действия были совершены исключительно с целью затруднить возврат денежных средств, создать для граждан такие препятствия, которые побудят их отказаться от совершения необходимых действий, так как временные затраты являются несопоставимыми с размером переплаты (как правило, она составляет небольшую сумму для конкретного гражданина).

В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Выводы, сделанные комиссией УФАС в решении по делу № 07-03/45-15 не касаются исключительно гр. <...>, которая только выступила заявителем в УФАС, а распространяются на неопределенный круг потребителей, в отношении всех домов г. Ярославля, в которых менялся способ управления: с непосредственного управления на управляющую организацию и в отношении которых управляющая организация и ОАО «Ярославльводоканал» заключали агентские договоры в период с 01.01.2013г. по 16.11.2015г.

Из материалов дела следует, что ОАО «Ярославльводоканал» действовал в отношении своих абонентов не индивидуализировано, а реализуя единую политику. При этом у ОАО «Ярославльводоканал» сформировалась однообразная схема действий в отношении указанных домов г. Ярославля по бездействию в учете денежных средств граждан (переплаты/аванса), внесенных в рамках ранее имевшихся договорных отношениях с Обществом, а также в неинформировании граждан о порядке перевода денежных средств со старого лицевого счета на новый счет.

Кроме того, у Общества имеется возможность реализации подобной схемы в дальнейшем. Таким образом, следует констатировать в данном случае ущемление интересов неопределенного круга лиц, не смотря на то, что постфактум, т.е. уже после совершения нарушения, количество ущемленных возможно индивидуализировать. При этом, по мнению УФАС, такие действия Общества возможны только в силу того, что оно занимает доминирующее положение на соответствующем рынке, поскольку у граждан отсутствует возможность расторгнуть с Обществом соответствующие договоры, прекратить любые отношения, а значит Общество обладает рыночной властью и может произвольно устанавливать порядок реализации второй стороной (гражданами) своих прав и обязанностей.

Исходя из изложенного, бездействие ОАО «Ярославльводоканал» по удержанию денежных средств (переплаты), внесенных по ранее заключенным прямым договорам с ОАО «Ярославльводоканал» гражданами, в последствии изменившими способ управления многоквартирным домом, однако получающими счета от ОАО «Ярославльводоканал», как агента управляющей компании, на новых лицевых счетах, открытых Обществом, а также в неинформировании указанных граждан о порядке возврата указанных денежных средств повлекло ущемление неопределенного круга потребителей, что явилось нарушением ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» №135-ФЗ.

Указанные действия (бездействие) ОАО «Ярославльводоканал» образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 14.31 КоАП РФ совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, -

(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 250-ФЗ (ред. 05.10.2015), от 05.10.2015 N 275-ФЗ)

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Правонарушение совершено в 2015 году.

Место совершения правонарушения — г. Ярославль.

У ОАО «Ярославльводоканал» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за совершение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается протоколом от 02.06.2017 по делу № 07-07/18-17, другими материалами по делу
№ 07-07/18-17 об административном правонарушении и материалами по делу о нарушении антимонопольного законодательства 07-03/45-15.

С учетом характера совершенного правонарушения данное административное правонарушение не является малозначительным, так как представляет существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений. В связи с этим должностное лицо не находит оснований для освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.

При назначении наказания должностным лицом, в соответствии со статьей 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывается характер совершенного ОАО «Ярославльводоканал» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.

В качестве смягчающего обстоятельства установлено исполнение со стороны ОАО «Ярославльводоканал» предписания по делу о нарушении антимонопольного законодательства № 07-03/45-15.

Отягчающих обстоятельств не установлено.

В соответствии с примечанием 4 к статье 14.31 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, при отсутствии обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, административный штраф налагается на юридическое лицо в размере суммы минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и половины разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

В соответствии с фактическим объемом выручки, представленным Обществом, выручка от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2014 год, составила 2 132 425 040,00 рублей; выручка от оказания услуг на рынке холодного водоснабжения, осуществляемого Южной водопроводной станцией (Фрунзенский и Красноперекопский районы г. Ярославля) и от оказания услуг на рынке водоотведения на территории Фрунзенского и Красноперекопского районов, за 2014 год, составила 556 867 146, 40 рублей.

Выручка от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, не превышает 75% совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров и составляет 26, 11 %.

3/1000 суммы выручки от оказания услуг по водоотведению равно 1 670 601, 44 рублей.

3/100 суммы выручки от оказания услуг по водоотведению равно 16 706 014, 39 рублей.

1/50 совокупной выручки 42 648 500, 80 рублей.

Минимальный штраф равен 1 670 601, 44 рублей, максимальный штраф равен 42 648 500, 80 рублей.

Базовый штраф = (Макс. штраф – Мин. штраф)/2+ Мин. Штраф =
(16 706 014, 39 - 1 670 601, 44)/2 + 1 670 601, 44 = 9 188 307, 92 рублей.

Установлено одно смягчающее обстоятельство, его размер составляет = (Макс. штраф – Мин. штраф)/8 = ( 16 706 014, 39 - 1 670 601, 44)/8 = 1 879 426, 62 руб.

Таким образом, при расчете штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ, сумма штрафа по данному административному правонарушению составит 7 308 881, 30 рублей.

Руководствуясь статьей 4.1, частью 2 статьи 14.31, статьей 23.48, пунктом 1 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ, заместитель руководителя Ярославского УФАС России Матяшевская М.И.

Постановил:

 

привлечь ОАО «Ярославльводоканал» (ИНН 7606069518, адрес: 150003,
г. Ярославль, пр-т Ленина, д. 1А) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 7 308 881 рубль 30 копеек (семь миллионов триста восемь тысяч восемьсот восемьдесят один рубль тридцать копеек)

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса.

Штраф за нарушение антимонопольного законодательства должен быть перечислен в доход федерального бюджета по коду 161 1 16 020 10 01 6000 140

Получатель: УФК по Ярославской области (Ярославское УФАС России л/сч 04711411850)

ИНН 7604009440 КПП 760401001

ОКТМО 78701000

Банк получателя: Отделение Ярославль г. Ярославль

БИК 047888001

р/сч 40101810700000010010

В полях 104, 105 платежного документа необходимо указать код бюджетной классификации и ОКТМО.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП РФ сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме.

Согласно ч. 4 ст. 32.2 КоАП РФ, копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление (факс 32-93-71, Email: to76@fas.gov.ru).

Согласно части 1 статьи 20.25 Кодекса неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа.

В соответствии с частью 7 статьи 21 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановление о наложении штрафа может быть предъявлено к исполнению в течение 2 лет со дня его вступления в законную силу.

В соответствии с частью 3 статьи 30.1 и статьей 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Заместитель руководителя

Ярославского УФАС России М.И. Матяшевская

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны