Решение б/н Решение по рассмотрению жалобы ООО «Чистый град» на действия... от 29 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия  Забайкальского УФАС России  в составе:

Председатель Комиссии: заместитель руководителя управления;

Члены Комиссии:

главный специалист – эксперт  отдела контроля закупок;

ведущий специалист – эксперт  отдела контроля закупок;

рассмотрев жалобу №4 от ООО «Чистый град» (вх. от 16.03.2017 №1099) в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на действия заказчика – ФГБОУ «Читинская государственная медицинская академия» при проведении запроса предложений на оказание услуг по комплексной уборке помещений ФГБОУ ВО ЧГМА (извещение № 31704874330),

при участии в заседании представителя заявителя - ООО "Чистый град", представителей заказчика, а также представителя участника закупки - ООО "Даурия-эксим";

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба от ООО «Чистый град»  (вх. от 16.03.2017 №1099) на действия заказчика – ФГБОУ «Читинская государственная медицинская академия» при проведении запроса предложений на оказание услуг по комплексной уборке помещений ФГБОУ ВО ЧГМА (извещение № 31704874330).

В соответствии с жалобой нарушения выразились в следующем.

1. Заказчиком нарушены положения пунктов 2 и 4 части 1 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг.

Установленный заказчиком критерий «Качество услуг» в части его содержания носит   неопределенность и двусмысленное толкование в связи с чем не представляется возможным определить истинное понимание названного критерия. Из содержания спорного критерия следует, что 100 баллов присвоится в том, случае, если участником закупки описаны показатели, отвечающие требованиям технического задания, 40 баллов присваивается за не детализированное описание показателей, отвечающих требованиям технического задания, а 0 баллов за отсутствие показателей, способствующих повышению уровня качества услуг. При этом к показателям относятся такие сведения как предложение участником закупки о применяемых при оказании услуг материалов, спецодежде, инвентаре (отвечающее требованиям технического задания), а также предложение о показателях и методах контроля качества и описание технологии, применяемой при оказании услуг.

Таким образом, изначально можно сделать вывод о том, что 100 баллов присваивается за предложение, сделанное в полном соответствии с техническим заданием, а 40 баллов за частичное соответствие такому заданию. Однако указанный вывод становится сомнительным при анализе подпункта 3.5.2. пункта 3.5. документации о проведении запроса предложений, в котором предусмотрено, что в случае несовпадения или невозможности достоверно определить соответствие товаров (работ, услуг), предлагаемых к поставке (выполнению, оказанию) участником закупки, технической части документации, заявка признается несоответствующей требованиям и влечет отказ в допуске к участию в запросе предложений. Следовательно, не представляется возможным присвоить 40 баллов за отсутствие одного и более показателей, предусмотренных техническим заданием, так как отсутствие хотя бы одного показателя в предложении, сделанном участником закупки влечет к отказу в допуске к участию в запросе предложений. Также непонятно почему в критерий оценки «Качество услуг» попадают требования к товарам, которые будут использоваться при оказании услуг.

Одним из показателей критерия «Качество услуг» является предложение о показателях и методах контроля качества оказываемых услуг. Вместе с тем в документации о проведении запроса предложений отсутствует объективная информация относительно подтверждения участником закупки и применения комиссией по осуществлению закупок алгоритма оценки такого предложения. Известно, что контроль качества поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется путем проведения лабораторных испытаний, измерений или экспертизы с учетом применения утвержденных на законодательном уровне расчетов и принятых правил о стандартизации, оборудования, а также привлечения лиц, обладающих специальными познаниями и наличия у них необходимого опыта работы в соответствующей сфере деятельности.

Учитывая изложенное заказчик, не раскрыл понятие «обоснования и достижения спорного показателя», в части содержащего описания участником закупки систем обеспечения контроля качества и мероприятий по такому контролю. Не внесение изменений в закупку в названной части приведет к тому, что комиссия по осуществлению закупок оценит предложения о показателях и методах контроля качества и сопоставит заявки по личным, субъективным принципам. Аналогичное недопонимание также касается показателя по описанию технологии, применяемой при оказании услуг, способствующей повышению уровня качества услуг.

2. Заказчиком нарушены положения пункта 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг Правительство РФ вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами.

Подпунктом 9 пункта 26 главы V положения о закупке товаров, работ, услуг (утв. заместителем министра здравоохранения РФ от 31.03.2014 г.) предусмотрено требование об установлении в извещении о закупке в соответствии с Правительством РФ названного приоритета.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. №925 (далее - Постановление № 925) предусмотрено, что заказчик при осуществлении закупок (за исключением закупки у единственного поставщика) устанавливает приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. Постановление № 925 вступило в силу 01.01.2017 г.

Таким образом, заказчиком в нарушение пункта 1 части 8 статьи 3 Закона о закупках товаров, работ, услуг в извещении и документации о проведении запроса предложений не установлены требования названной нормы.

3. Заказчиком нарушены положения пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг.

Подпунктом 1.6.2. раздела 1.3 информационной карты запроса предложений установлено требование к участнику закупки о том, что такой участник не должен быть организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, согласно постановлению Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее - Постановление № 1457).

Пунктом 5 Перечня утв. Постановления № 1457 предусмотрено, что работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

В части 2 статьи 14 федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) прямо указано, что федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок размещает перечень иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, указанные в части 1 названной статьи, и условия применения национального режима в единой информационной системе.

В совместном письме МЭР РФ и ФАС России от 28.04.2016 г. №№12589-ЕЕ/Д28и, АЦ/28993/16 указано, что заказчики при подготовке документации о закупке и (или) извещения об осуществлении закупки работ, услуг устанавливают на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ единое требование о том, что участник закупки не может являться организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики. Вместе с тем требование о соответствии участника закупки условиям, указанным в Постановлении № 1457, может быть установлено заказчиком на основании части 3 статьи 14 Закона № 44-ФЗ.

Таким образом, совокупный анализ вышеприведенных норм и совместное разъяснение МЭР РФ и ФАС России указывают на то, что Постановление № 1457 не распространяется на закупки, проводимые в рамках Закона о закупках товаров, работ, услуг. Более того, учитывая, что требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых ими для подтверждения их соответствия устанавливаются в документации о закупке на основании сведений, определенных положением о закупке (п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг), а положение заказчика не содержит сведений об установлении в закупке требований в соответствии с Постановлением № 1457, следовательно, последний в нарушение указанной нормы установил к таким участникам избыточное требование.

4. Заказчиком нарушены положения части 2 статьи 2, части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках товаров, работ, услуг положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. В документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке (ч. 10 ст. 4 названного закона).

Таким образом, указание в документации о закупке каких-либо сведений и информации допустимо в том случае, если такие сведения и информация регламентированы положением о закупке.

Подпунктом 5.2.5. пункта 5.2. раздела 5 документации о проведении запроса предложений предусмотрены основания для отказа в допуске к участию в запросе предложений. В частности, к таким основаниям относятся:

- непредставления документов, а также сведений, требование о наличии которых установлено документацией либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупке или о товарах (в том числе о стране происхождения товаров), работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается закупка;

- несоответствия участника закупки требованиям к участникам запроса предложений, установленным документацией о запросе предложений;

- несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам на участие в запросе предложений и предложениям участников закупки, установленным документацией о запросе предложений.                                            

Проанализировав положение о закупке, можно сделать вывод о том, что данное положение (в том числе Закон о закупках товаров, работ, услуг) не содержат норм, регулирующих вышеуказанные основания для отказа в допуске к участию в запросе предложений. Следовательно, указание в документации о закупке оснований для отказа в допуске к участию в запросе предложений, не предусмотренных законом и положением о закупке, влечет нарушение части 2 статьи 2, части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг.

5. Заказчиком нарушена часть 1 статьи 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг.

Целями регулирования Закона о закупках товаров, работ, услуг являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках товаров, работ, услуг).

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 названного закона в документации о закупке должны быть указаны требования к техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Подпунктом 3.6.2. пункта 3.6. документации о проведении запроса предложений предусмотрена инструкция по заполнению заявки, в которой указано, что сведения, содержащиеся в заявках участников, не должны допускать двусмысленных толкований.

По результатам анализа содержания технического задания оформить заявку в соответствии с подпунктом 3.6.2. пункта 3.6. документации о проведении запроса предложений не представляется возможным, поскольку сведения, указанные в технической части документации, носят необъективный характер и не позволяют Участнику достоверно определить потребность Заказчика. В частности, в техническом задании установлены такие обороты как «др.», «и т.д.», «и т.п.», которые не позволяют Участнику закупки доподлинно и безошибочно описать в заявке предлагаемые им услуги.

Таким образом, заказчиком в нарушение части 1 статьи 1, пункта 1 части 10 статьи 4 Закона о закупках товаров, работ, услуг в технической части документации установлены сведения, не соответствующие целям прозрачности закупки, а также требования не связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой, оказываемой услуги потребностям последнего.

Заявитель просит приостановить закупку до рассмотрения жалобы, по существу; принять решение о признании жалобы обоснованной; провести внеплановую проверку; выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.

Представители заказчика с доводами жалобы не согласились и пояснили следующее.

В документации о закупке для оценки заявок установлен критерий «Качество услуг» со значимостью в 40 %, максимальное количество баллов, которое может получить участник - 100. Значимость критерия «Качество услуг» установлена в пределах, разрешенных в Порядке оценки заявок (до 70 %).

Заявитель ошибочно осуществляет привязку критерия оценки заявок «Качество услуг» к пп. 3.5.2 п. 3.5 документации, т.к. при допуске участника и его заявки к участию в закупке далее на этапе оценки его заявке будет присвоено количество баллов в зависимости от предложения (100, 40 или 0 баллов). Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок единой комиссии ЧГМА от 17.03.217 ни одной из заявок участников, допущенных к этапу оценки, не был присвоен баллы «40» или «0» при оценке по критерию «Качество услуг», что свидетельствует о том, что информация Технического задания позволяет детализировано описать участнику свое предложение.

Методы контроля при оказании услуг, являющихся объектом закупки, описаны в ГОСТ Р 51870-2002, ГОСТ Р 51870-2014, с учетом которых составлена Техническая часть документации, содержащая в том числе и мероприятия по контролю.

Приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 №925 в Информационной карте документации о закупке не указан ошибочно, тогда как в п.п.5.3.4 п.5.3 имеется указание на использование данного критерия при оценке заявок участников. Ни один из участников запроса предложений 03-2017-ЗПЭФ не относится к иностранным лицам, соответственно, не имел бы приоритета на этапе оценки заявок.

Право ЧГМА на установление требований к участникам закупки закреплено в пп. 10 п. 28 Раздела V. Положения о закупке ЧГМА, в связи с чем в пп. 1.6.2 раздела 1.3 Информационной карты и было установлено требование согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 о том, что участник не должен быть организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики. В положениях вышеупомянутого постановления отсутствует исключительная привязка только к Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или запрет на установление данного требования при закупках по Федеральному закону №223-Ф3.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона № 223-ФЗ Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. Так согласно пп. 14 п. 28 Раздела V. Положения о закупке ЧГМА установлено, что в документации о закупке указываются условия допуска к участию в закупке, эта норма и является правом для ЧГМА на установление в пп. 5.2.5 п. 5.2 документации о проведении запроса предложений оснований для отказа в допуске к участию в закупке.

Доводы заявителя, что использование сокращений «т.п.», «др.», «т.д.» влияют на доподлинное и безошибочное составление заявки безосновательны, т.к. Техническое задание по каждому объекту составлено с учетом ГОСТ Р 51870-2002, ГОСТ Р 51870-2014. В нем подробно описаны площади помещений, кратность уборки, виды услуг по уборке, в которых нуждается ЧГМА, и множество иных условий  оказания  услуг,  что позволяет участнику  закупки  детализировано  описать   свое предложение.

Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон,   Комиссия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон №223-ФЗ) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке). Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Положение о закупках товаров, работ, услуг ГБОУ ВПО «ЧГМА» (далее – Положение о закупках) утверждено заместителем Министра здравоохранения РФ 31.03.2014.

10.03.2017 на официальном сайте ЕИС заказчиком – ГБОУ ВПО «ЧГМА» размещены Извещение и Документация о закупке путем проведения запроса предложений в электронном виде № 03-2017-ЗП от 10 марта 2017 на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений ФГБОУ ВО ЧГМА (далее - Документация запроса предложений) (извещение № 31704874330).

Начальная (максимальная) цена договора установлена в размере 4 668 234,22  рубля.

Оценив доводы сторон, Комиссия Забайкальского УФАС России не усматривает нарушений в действиях заказчика по установлению в Документации запроса предложений такого критерия как "Качество услуг" в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 3.5.2. Документации: "Наименования, виды (содержание), качество, количество поставляемых товаров (объемы выполняемых работ/оказываемых услуг), а также сопутствующих поставке работ, указанные в Технической части (Часть III) настоящей документации и в предложении Участника закупки о функциональных характеристиках (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара (качестве работ, услуг) должны совпадать. В случае их несовпадения или невозможности достоверно определить соответствие товаров (работ, услуг), предлагаемых к поставке (выполнению, оказанию) Участником закупки, Технической части (Часть III) настоящей документации, заявка на участие в запросе предложений признается несоответствующей требованиям документации о запросе предложений, что влечет за собой отказ в допуске к участию в запросе предложений в соответствии с п. 5.2.5. настоящего Раздела документации о запросе предложений".

Указанные требования,  по мнению Комиссии, являются требованиями по совпадению предложения участника закупки и установленного Документацией запроса предложений предмета закупки, то есть являются требованиями к содержанию заявки участника, а не оценкой данной заявки.

Кроме того, Комиссия Забайкальского УФАС России приняла во внимание довод заказчика о том, что установление критерия "Качество услуг" не привело к ограничению, устранению, недопущению конкуренции и не повлияло на оценку заявок.

Согласно Протоколу рассмотрения и оценки заявок единой комиссии ЧГМА от 17.03.217 на участие в запросе предложений подано 5 заявок, из которых 2 заявкам отказано в допуске в связи с непредставлением копий актов оказанных услуг или договоров, подтверждающих наличие опыта. При этом ни одной из заявок участников, допущенных к этапу оценки, не были присвоены баллы «40» или «0» при оценке по критерию «Качество услуг».

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В соответствии с пунктом 1 части 8 статьи 3 Закона №223-ФЗ Правительство РФ вправе установить приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными. лицами.

Подпунктом 9 пункта 26 Положения о закупке предусмотрено требование об установлении в извещении о закупке в соответствии с Правительством РФ сведений о предоставлении преференций, в случае, если в соответствии с частью 8 статьи 3 Закона № 223-ФЗ Правительством Российской Федерации установлен приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами, а также особенности участия в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства.

Подпунктом 10 пункта 28 Положения о закупке установлено, что в документации о закупке указываются требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 г. №925 (далее - Постановление № 925) предусмотрено, что заказчик при осуществлении закупок (за исключением закупки у единственного поставщика) устанавливает приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. При этом в документацию о закупке включаются сведения, определенные Положением о закупке и указанным Постановлением Правительства РФ.

Как установлено Комиссией Забайкальского УФАС России и представителями заказчика не оспаривается, что в нарушение пункта 9 части 10 статьи 4  и пункта 1 части 8 статьи 3 Закона №223-ФЗ ни Документация запроса предложений ни Извещение о проведении запроса предложений не содержат сведения, определенные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2016 №925 об установлении приоритета товаров российского происхождения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее - Постановление № 1457) работы, услуги, закупаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, не могут выполняться, оказываться организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Однако проводимый ФГБОУ ВО "ЧГМА" запрос предложений на право заключения договора на оказание услуг по комплексной уборке помещений ФГБОУ ВО ЧГМА не является закупкой для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с чем по мнению Комиссии Забайкальского УФАС России требование к участнику закупки о том, что такой участник не должен быть организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики не распространяется на закупки, осуществляемые отдельными видами юридических лиц в соответствии с Законом №223-ФЗ.

Комиссией Забайкальского УФАС России установлено, что подпунктом 1.6.2. раздела 1.3 информационной карты запроса предложений установлено требование к участнику закупки, о том, что такой участник не должен быть организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, согласно Постановлению №1457.

Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Частью 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции установлено, что положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Установленное вышеуказанное требование по мнению Комиссии Забайкальского УФАС России могло привести к ограничению, устранению, недопущению конкуренции.

Таким образом, в нарушение части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции и пункта 2 части 1 статьи 3 Закона №223-ФЗ заказчиком установлено необоснованное требование к участнику закупки, о том, что такой участник не должен быть организацией, находящейся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организацией, контролируемой гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.

Комиссией Забайкальского УФАС России не усматривается нарушения части 2 статьи 2 и части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в действиях заказчика по установлению в Документации запроса предложений оснований для отказа в допуске к участию в запросе предложений в связи со следующим.

Подпунктом 5.2.5. пункта 5.2. раздела 5 Документации запроса предложений установлено, что участник закупки не допускается до участия в запросе предложений в случае:

а) непредставления документов, а также сведений, требование о наличии которых установлено документацией либо наличие в таких документах недостоверных сведений об участнике закупке или о товарах (в том числе о стране происхождения товаров), работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается закупка;

б) несоответствия участника закупки требованиям к участникам запроса предложений, установленным документацией о запросе предложений;

в) несоответствия заявки на участие в запросе предложений требованиям к заявкам на участие в запросе предложений и предложениям участников закупки, установленным документацией о запросе предложений.

В соответствии с частью 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе: (перечислено 13 пунктов).

Таким образом, перечисленные в части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ сведения являются обязательными для указания в Положении о закупке и документации о закупке.

В соответствии с подпунктом 14 пункта 28 Положения о закупках в документации о закупке указываются условия допуска к участию в закупке.

По мнению Комиссии Забайкальского УФАС России, установив в Документации запроса предложений основания для отказа в допуске к участию в запросе предложений, заказчик тем самым установил условия допуска к участию в закупке.

В соответствии с пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к безопасности, качеству, техническим характеристикам, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, работы, услуги, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы, установленные заказчиком и предусмотренные техническими регламентами в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с пунктом 3.6.2. Документации запроса предложений сведения, которые содержатся в заявках участников, не должны допускать двусмысленных толкований.

Комиссия Забайкальского УФАС России согласилась с доводами заявителя о том, что сведения, указанные в технической части документации не позволяют участнику достоверно определить потребность заказчика.

В частности, в приложенных к Документации запроса предложений Технических заданиях установлены такие обороты как «др.», «и т.д.», «и т.п.», которые не позволяют Участнику закупки доподлинно и безошибочно описать в заявке предлагаемые им услуги.

Однако указанное не свидетельствует о наличии нарушения со стороны заказчика, так как требования закона об указании в документации о закупке сведений, предусмотренных пунктом 1 части 10 статьи 4 Закона №223-ФЗ, заказчиком выполнено. Требование об объективности описания объекта закупки Законом 223-ФЗ не предусмотрено.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона №223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Комиссия Забайкальского УФАС России считает невозможным установить будет ли заключенный по результатам проведенного запроса предложений договор оказания услуг по комплексной уборке помещений ФГБОУ ВО "ЧГМА" полностью удовлетворять потребностям заказчика.

Комиссия Забайкальского УФАС России, установив наличие нарушений антимонопольного законодательства решила предписание об устранении нарушений не выдавать в связи с тем, что допущенные нарушения не повлияли на результаты проведения запроса предложений и не привели к ограничению, устранению, недопущению конкуренции, так как на участие в запросе предложений подано 5 заявок, по результатам рассмотрения которых выявлен победитель.

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,  Комиссия

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу №4 от ООО "Чистый град" обоснованной.
  2. Заказчика - ФГБОУ ВО "ЧГМА" признать нарушившим пункт 2 части 1 и пункт 1 части 8 статьи 3, пункт 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства не выдавать.

 

Председатель Комиссии

Связанные организации

Связанные организации не указаны