Решение №АГ/7902/18 Решение по жалобе <...> на постановление о прекращении произ... от 7 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

о рассмотрении жалобы на постановление о прекращении дела об административном правонарушении № 2405-ФАС52-03/16

 

«7» февраля 2018 г. Москва

 

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин Анатолий Николаевич, рассмотрев материалы жалобы <...> на постановление о прекращении дела об административном правонарушении № 2405-ФАС52-03/16 от 21.02.2017, вынесенное ведущим специалистом-экспертом отдела контроля естественных монополий Нижегородского УФАС России <....> в отношении публичного акционерного общества «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (далее - ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новогород») (адрес: 603022, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Пушкина, д.18; ИНН 5200000102, ОГРН 1025203724171, КПП 526201001; дата регистрации юридического лица: 13.01.1994), в отсутствии <...>, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы, в отсутствии законного представителя ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новогород», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В ФАС России поступила жалоба (от 02.03.2017 вх. № 30938-ЭП/17) <...> (далее — Жалоба) на постановление о прекращении дела об административном правонарушении № 2405-ФАС52-03/16 от 21.02.2017, вынесенное ведущим специалистом-экспертом отдела контроля естественных монополий Нижегородского УФАС России <...>.

В Жалобе <...> просит отменить постановление о прекращении дела об административном правонарушении № 2405-ФАС52-03/16 от 21.02.2017 (далее — постановление), привлечь ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новогород» к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП).

При рассмотрении материалов Жалобы установлено следующее.

22.11.2016 в Нижегородское УФАС России поступило обращение <...> (далее - заявитель) на действия ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» (далее - газораспределительная организация), связанные с необоснованным, с точки зрения заявителя, требованием получения согласия на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства (жилого дома), принадлежащего заявителю и расположенного по адресу: Нижегородская область, деревня Ржавка, улица Вишневая, дом 4/4, к сети газораспределения, от владельца газопровода, избранного точкой подключения для газификации вышеуказанного объекта.

Как установлено из представленных материалов, 16.06.2016 <....> обратился в ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» с заявкой о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства (жилого дома) заявителя, расположенного по вышеуказанному адресу, к сети газораспределения.

Максимальный часовой расход газа был определен заявителем в объеме 5 куб.м/час.

Точкой подключения для газификации объекта, принадлежащего <...>, избран газопровод низкого давления, проложенный по ул. Вишневой деревни Ржавка Кстовского района Нижегородской области; владельцем газопровода избранного точкой подключения является ООО «Нижегородсельстрой», что подтверждается актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 12.09.2012.

24.06.2016 газораспределительная организация, руководствуясь пунктом 34 Правил подключения объектов капитального-— строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314, сообщила <...> о том, что общество готово выдать технические условия на подключение после предоставления разрешения владельца газопровода на подключение объекта газификации к сети газораспределения.

Однако поскольку <...> в адрес ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» не представлено разрешение владельца газопровода на подключение объекта капитального строительства к сети газораспределения (ООО «Нижегородсельстрой»), газораспределительной организацией в адрес заявителя письмом от 02.11.2016 (исх. №0720/0102-463/16) направлен проект договора и техническое условия на подключение (технологическое присоединение), в которых определена иная точка подключения для газификации, принадлежащего ему объекта.

Полагая, что требование ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» о предоставлении разрешения владельца газопровода на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газораспределения необоснованно, <...> направил обращение в антимонопольный орган (заявление от 22.11.2016 вх. № 9742).

Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (ми) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям-, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке  воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

21.02.2017 Нижегородским УФАС России по результатам направленного заявления вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении № 2405-ФАС52-03/16 в отношении ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» по отсутствию события административного правонарушения.

Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 №1314 (далее - Правила),

Согласно пункту 1 Правил под подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения понимается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Под исполнителем подключения (технологического присоединения) газопровода к газораспределительным сетям понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

Точкой подключения согласно Правилам определено считать место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства, а под фактическим присоединением - комплекс технических мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов исполнителя и объектов заявителя с осуществлением пуска газа на объекты заявителя,

Согласно пункту 34 Правил, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (далее - основной абонент), технические условия такого подключения (технологического присоединения) выдаются газораспределительной организацией, к сети газораспределения которой присоединена сеть газопотребления, принадлежащая основному абоненту. При этом заявителем может быть как лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента или подключение (технологическое присоединение) построенного на его земельном участке объекта капитального строительства к существующей сети газопотребления основного абонента, так и основной абонент. В случае если заявителем является лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к существующей сети газопотребления основного абонента, запрос о предоставлении технических условий должен содержать согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства заявителя к своей сети газопотреблеиия.

Поскольку лицом, осуществляющим технологическое присоединение объекта <...> к газопроводу, является ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» как газораспределительная организация, а распределительный газопровод принадлежит на праве собственности не газораспределительной организации, а иному лицу, которое не оказывает услуги по транспортировке газа и не является газораспределительной организацией, Нижегородское УФАС правильно применило к рассматриваемым правоотношениям по аналогии положения пункта 34 Правил, регулирующего подключение к сетям газопотребления, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании лицу, которое не оказывает услуг по транспортировке газа (основному абоненту).

Также необходимо отметить что Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 № 1203 «О внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения» введены уточняющие нормы, относительно подключения к сетям основного абонента.

В соответствии с пунктом 69 Правил подключения к заявке о подключении, направляемой исполнителю заявителем, ранее получившим технические условия, прилагаются документы, в том числе согласие основного абонента на подключение к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент.

Исходя из материалов Жалобы, в связи с отсутствием согласия основного абонента на подключение объекта капитального строительства заявителя, газораспределительная организация письмом от 02.11.2016 № 0720/0102-463/16 направлен проект договора и технические условия на подключение, которыми определена точка подключения от сетей принадлежащих на праве собственности газораспределительной организацией.

Пунктом 14 Правил основанием для отказа в выдаче технических условий является отсутствие технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения исполнителя, за исключением случаев, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрено установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, с учетом финансирования мероприятий, связанных с ликвидацией дефицита пропускной способности существующих сетей газораспределения, необходимой для осуществления подключения (технологического присоединения), без согласия заявителей, а также когда устранение этих ограничений учтено в инвестиционных программах исполнителя или иных инвестиционных программах в текущем календарном году. Таким образом, газораспределительная организация не может отказать в подключении объекта капитального строительства по причине отсутствия согласия основного абонента и должен выдать технические условия и договор на подключение к сетям газораспределения.

Заявитель отмечает, что согласия на иную точку подключения не давал, что является нарушением пункта 24 Правил, в соответствии с которым после получения от исполнителя мотивированного отказа в выдаче технических условий заявитель может также обратиться к исполнителю с подтверждением готовности осуществить подключение к сетям газораспределения объекта капитального строительства по индивидуальному проекту с возмещением расходов, связанных с осуществлением мероприятий по технологическому присоединению. После получения такого подтверждения исполнитель в течение 14 дней обязан выдать заявителю технические условия.

При этом, данный пункт распространяет свое действие на случаи отказа в выдаче технических условий по причине отсутствия технической возможности подключения. Согласно пункту 25 Правил, техническая возможность подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения объекта капитального строительства существует, если при подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства заявителя сохранятся условия газоснабжения для потребителей газа, объекты капитального строительства которых на момент подачи запроса о предоставлении технических условий подключены к сети газораспределения исполнителя, а также для заявителей, которым ранее были выданы и на указанный момент не утратили силу технические условия на подключение (технологическое присоединение) к сети газораспределения исполнителя и которые на момент рассмотрения запроса о предоставлении технических условий не завершили подключение (технологическое присоединение).

Таким образом, к данной ситуации пункт 24 Правил неприменим и, соответственно, в виду отсутствия согласия основного абонента на подключение объекта капитального строительства заявителя ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород» представил договор на подключение от своих сетей.

Для всестороннего и полного рассмотрения Жалобы ФАС России был направлен запрос в Региональную службу по тарифам Нижегородской области о предоставлении информации в отношении ОАО «Нижегородсельстрой» (далее - Запрос).

11.08.2017 из Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее - Служба) предоставлен ответ на Запрос, в котором указывалось, что тарифы за оказание услуг по подключению (технологическому присоединению) газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения в отношении ОАО «Нижегородсельстрой» (ИНН 5260172603) не утверждались, заявления об установлении тарифов от данной организации в период с 01.01.2015 по 01.03.2017 в адрес Службы не поступали.

Кроме того, ФАС России тарифы на транспортировку газа для ОАО «Нижегородсельстрой» не утверждались, заявок на утверждение тарифов от ОАО «Нижегородсельстрой» не поступало.

В рассматриваемой ситуации ФАС России рекомендует устанавливать наличие права собственности вышеуказанной сети газораспределения. Вместе с тем, согласно решению Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 04.04.2017 (дело № 2-3312/2017) ОАО «Нижегородсельстрой» является собственником газопровода низкого давления, расположенного по адресу: д. Ржавка Кстовского района Нижегородской области.

Данная информация свидетельствует о том, что ОАО «Нижегородсельстрой» является основным абонентом.

На этом основании, ФАС России пришло к выводу о правомерности вынесения Нижегородским УФАС России постановления о прекращении дела об административном правонарушении № 2405-ФАС52-03/16 от 21.02.2017 в отношении ПАО «Газпром газораспределение Нижний Новгород».

Следует отметить, что при рассмотрении Жалобы процессуальных нарушений, которые носят существенный характер, не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть заявление <...> и могут повлечь отмену вынесенного определения, не установлено.

Учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь статьями 9.21 КоАП, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП,

 

РЕШИЛ:

 

Постановление о прекращении дела об административном правонарушении № 2405-ФАС52-03/16 от 21.02.2017, вынесенное ведущим специалистом-экспертом отдела контроля естественных монополий Нижегородского УФАС России <...> оставить без изменения, а Жалобу <...> без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 30.9 и статьей 30.3 КоАП решение о рассмотрении жалобы на постановление об административном правонарушении может быть обжаловано в суд по месту рассмотрения жалобы в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

 

 

                             А.Н. Голомолзин

Связанные организации

Связанные организации не указаны