Решение №17/260/17 РЕШЕНИЕ 223ФЗ-833/16 от 9 января 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 223ФЗ-833/16

по результатам рассмотрения жалобы ООО СК «Строй групп» на действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

 

28.12.2016 Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок в составе:

<...> (далее – Комиссия ФАС России),

при участии представителей:

АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод»: <...> - доверенность от 08.11.2016 № 588,

ЗАО «Сбербанк-АСТ»: <...> - доверенность от 13.01.2016 б/н,

представители ООО СК «Строй групп» на заседание Комиссии ФАС России не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО СК «Строй групп» от 20.12.2016 № 1166 на действия (бездействие) заказчика АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» при проведении электронного аукциона на право заключения договора на строительство цеха механосборочного производства 765 (пролеты X-XII) (765/765бис; 130бис/150бис) (извещение № 0462100000216000109), в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В ФАС России поступила жалоба ООО СК «Строй групп» (далее — Заявитель) от 20.12.2016 № 1166 на действия (бездействие) заказчика АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (далее — Заказчик), оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее — Оператор, ЭТП) при проведении электронного аукциона на право заключения договора на строительство цеха механосборочного производства 765 (пролеты X-XII) (765/765бис; 130бис/150бис) (извещение № 0462100000216000109).

В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от 22.03.2014 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.

30.11.2016 в Единой информационной системе (далее – ЕИС) размещено извещение и документация о проведении Аукциона (далее – Извещение, Документация).

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора, поскольку Заявитель не смог подать заявку на участие в закупке ввиду несвоевременного перечисления Оператором денежных средств на расчетный счет Оператора.

Представители Оператора, Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Оператор действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, Регламентом организации и проведения электронных аукционов ЭТП ЗАО «Сбербанк-АСТ».

1. Согласно доводу Жалобы Заявителя денежные средства для обеспечения заявки перечислены на расчетный счет Оператора платежным поручением от 16.12.2016 № 195 в размере 41 670 255, 50 рублей 16.12.2016 в 18 часов 55 минут.

Вместе с тем, согласно пункту 6.2 Регламента организации и проведения электронных аукционов ЭТП ЗАО «Сбербанк-АСТ», зачисление осуществляется в период с 10-00 до 18-00 часов по времени Оператора. В случае, если данные были получены до 10-00 часов текущего рабочего дня, либо после 18-00 часов предыдущего рабочего дня, то оператор обязан зачислить такие денежные средства не позднее 11-00 часов текущего рабочего дня.

На основании изложенного, Оператором зачислены денежные средства 19.12.2016 в 08 часов 14 минут. Учитывая, что датой окончания подачи заявок на участие в аукционе является 19.12.2016 в 09 часов 00 минут, Заявитель не смог принять участие в Аукционе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной  системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В ряде пунктов Технического задания документации об Аукционе установлены требования к химическому составу материала, например:

«Химический состав песка:

Модуль крупности от 1,5 до 2,5 Мк (допускается включительно 2,5),

Содержание зерен крупностью свыше 10 мм – 0,5 – 5 % по массе (допускается включительно 0),

Содержание зерен крупностью свыше 5 мм -0- 15 % по массе, Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм - 0-20 % по массе,

Содержание пылевидных и глинистых частиц – 0-5 % по массе, Содержание глины в комках – 0-0,5 % по массе,

Химический состав кирпича:

- Класс средней прочности 1 или 1,2 или 1,4,

- марка по прочности М100 или М150 или М175,

- Марка - по морозостойкости F50 или F75 или F100

 

Химический состав бетона:

В качестве крупных заполнителей для бетонов может применяться гранитный щебени (или не применяться).

В качестве мелких заполнителей применяться смесь природного песка и песка из отсевов дробления горных пород.

Химический состав грунтовки:

Нижний температурный предел эксплуатации ниже – минус 40°C, время высыхания до третьей степени при температуре минус 20°C – не более 12 часов.

В состав входят растворители, сиккативы, ингибиторы коррозии и стабилизирующие добавки.

Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели сырья, веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащих требований к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

      • В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

          • Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса РФ (далее — ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

            • В соответствии с частями 4 – 5.1 статьи 48, 2 – 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации – выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Следовательно, условием допуска к участию в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Грк РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Пунктом 13 Информационной карты документации об Аукционе установлены требования к документам, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и условиям допуска к участию в Аукционе, в том числе: «Копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009              № 624: Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту согласно требований саморегулируемой организации:

1. Геодезические работы, выполняемые на строительных площадках

2. Подготовительные работы

2. Земляные работы

3. Свайные работы. Закрепление грунтов

5. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций

6. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций

7. Работы по устройству каменных конструкций

8. Монтаж металлических конструкций

9. Монтаж деревянных конструкций

10. Защита строительных конструкций, трубопроводов и оборудования (кроме магистральных и промысловых трубопроводов)

11. Устройство кровель

12. Фасадные работы

13. Устройство внутренних инженерных систем и оборудования зданий и сооружений

14. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений

15. Устройство наружных сетей водопровода

16. Устройство наружных сетей канализации

17. Устройство наружных сетей теплоснабжения

18. Устройство наружных сетей газоснабжения, кроме магистральных

19. Устройство наружных электрических сетей и линий связи

20. Монтажные работы

21. Пусконаладочные работы

22. Работы по осуществлению строительного контроля привлекаемым Генподрядчиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Таким образом, действия Заказчика,  установившего в документации о закупке требование о наличии у участников  закупки свидетельства о допуске к конкретным видам работ, за исключением работ по организации строительства, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

4. Согласно части 4 статьи 63 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе. 

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;   3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;  4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 от 04.02.2015 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99) (с учетом изменений от 14.11.2016) установлены следующие требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям

копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона Заказчиком установлен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 41.20.20.120 «Здания машиностроительных предприятий», при этом начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону превышает 10 000 000 рублей и составляет 833 405 110,00 рублей.

Документация о проведении Аукциона размещена в единой информационной системе 02.12.2016.

При этом, согласно пункту 21 Информационной карты Аукциона установлены следующие требования к составу заявки:

      • копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов (не менее 166 681 022,00 руб.) начальной (максимальной) цены контракта;

      • копия акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ;

      • декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3-5, 7, 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе (п. п. 3.1.2-3.1.6. п.3 настоящей документации);

4. решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Таким образом, документация об Аукционе не содержит надлежащих дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с положениями Постановления № 99 с учетом изменений от 14.11.2016, что нарушает часть 4 статьи 31 Закона о контрактной системе.

5. Согласно Документации, Техническому заданию установлено, что свидетельством о допуске к определенному виду или видам работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства должно быть предусмотрено право генподрядной организации по заключению договора/контракта на сумму, не менее величины начальной (максимальной) цена контракта.

Вместе с тем, согласно части 11 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 ГрК РФ.

На основании части 7 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей.

Согласно приложению к приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05 июля 2011 года № 356, устанавливающему форму свидетельства о допуске, в свидетельстве указывается предельная стоимость работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства по одному договору, на осуществление организации которых член саморегулируемой организации вправе заключать договоры.

Таким образом, при установлении единых требований к участникам закупки заказчику необходимо предусмотреть указание на возможность участника выполнить контракт, с учетом соответствия максимально планируемой стоимости строительства по одному договору, указанной в приложении к свидетельству о допуске саморегулируемой организации, начальной (максимальной) цене контракта.

Следовательно, установление данного требования в Документации, Техническом задании является неправомерным и нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенного и в соответствии с частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА: 

1. Признать жалобу ООО СК «Строй групп» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 6 статьи 31, части 4 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 64  Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

Связанные организации

Связанные организации не указаны