Logo

Правовые акты

Федеральной антимонопольной службы

Карточка документа

Определение о возбуждении дела

Номер документа:
№АД/43711/14
Номер дела:
№3-5-59/00-08-14
Тип документа:
Дата:

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

о возбуждении дела № 3-5-59/00-08-14

по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

28 октября 2014 г.                                                                                  г. Москва

Председатель Комиссии ФАС России по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе, Доценко А.В., рассмотрев материалы о распространении рекламы планшета «МегаФон Логин» ОАО «Мегафон»,

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило заявление гражданина с претензией к рекламе планшета «МегаФон Логин» ОАО «Мегафон», распространяющейся в эфире федеральных телеканалов с августа 2014 года по настоящее время.

На федеральных телеканалах распространяются рекламные видеоролики с похожими сюжетами (8 видеороликов), продолжительностью от 15 до 20 секунд.

Главными действующими лицами в рекламе выступают несовершеннолетние школьники, один из которых обращается к родителям с просьбой купить ему планшет «МегаФон Логин».

Видеоролики содержат следующие вариантыаудиоряда:

№1 (продолжительность 15 секунд):

Школьник 1: -Мам, пап, ну купите планшет!Две камеры, интернет, ну для учебы. Обещаю больше не говорить сестренке, что мы её нашли в лесу, и получить «5» в четверти по русскому!

Мегафон : «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

№ 2 (продолжительность 15 секунд):

Школьник 1: -Мам, пап, ну купите мне планшет! Отличный экран и интернет, ну для учебы! Обещаю получить «5» по русскому и не глушить рыбу в школьном аквариуме!

Мегафон : «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

№ 3 (продолжительность 20 секунд):

Школьник 1: -Мам, пап, ну купите мне планшет! Две камеры, отличный экран, интернет, ну для учебы! Обещаю больше не присасывать кота пылесосом и получить «5» в четверти..

Школьник 2: -Так, давай заново! Ты можешь добавить чуть-чуть надрыва?

Школьник 1: -Угу! Ой, извини. Мам, пап…

Мегафон : «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

№ 4 (продолжительность 15 секунд):

Школьник 1: -Дорогие родители, купите мне планшет! Два ядра, интернет для учебы. Обещаю получать одни пятерки и не говорить сестренке, что у нее растет борода!

Мегафон: «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

№ 5 (продолжительность 20 секунд):

Школьник 1: -Дорогие мама и папа, купите мне планшет» Экран, интернет, обещаю…Слушай, я уже не знаю, что обещать!?

Школьник 2: - Думай! Мне-то планшет не нужен. Работай!

Школьник 1: - Начали.

Мегафон: «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

№ 6 (продолжительность 20 секунд):

Школьник 1: -Мам, пап, ну купите мне планшет! Отличный экран и интернет, ну для учебы. Обещаю получить пятерку по русскому!

Школьник 2: -Стоп, ты можешь улыбнуться?

Школьник 1: - Пфф, да! Мам, пап…

Мегафон: «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

№ 7 (продолжительность 20 секунд):

Школьник 1: - Мам, пап, ну купите мне планшет! Отличный экран и интернет, ну для учебы. Обещаю получить «5» по русскому и не глушить рыбу в школьном аквариуме!

Школьник 2: - Стоп, так это был ты?

Школьник 1: - Ээ, еще дубль?

Школьник 2: - Можно…»

Мегафон: «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

№ 8 (продолжительность 20 секунд):

Школьник 1: - Дорогие родители, купите мне планшет! Два ядра, интернет для учебы. Обещаю получать одни пятерки и не говорить сестренке что у нее растет борода!

Школьник 2: - Стоп, а слабо понаглее, а?

Школьник 1: -Не слабо!

Мегафон: «Планшет «МегаФон Логин» за 1990 рублей.»

 

Указанная в рекламе информация о цене планшета «МегаФон Логин» в размере 1 990 рублей доводится до потребителей в текстовом виде и посредством аудио-сообщения.

Визуальный ряд рекламных роликов сопровождается двумя блоками текста, следующими друг за другом в видеоряде, продолжительность демонстрации каждого из которых на экране составляет 4 секунды. При этом текст в указанных блоках выполнен мелким шрифтом и расположен в нижней части экрана.

Блок 1: «Мегафон Логин. Цена действует с 09.08.2014г. при покупке планшета линейки Логин с одновременным подключением опции «Интернет S» и внесением абонентской платы за определенный период.»

Блок 2: «Цена планшета линейки Логин без подключения опции – 3790 руб. Количество товаров ограничено. Со стоимостью опции, периодом внесения абонентской платы и подробными условиями в вашем филиале можно ознакомиться на www.megafon.ru».

Из информации в указанных блоках следует, что приобрести планшет «МегаФон Логин» по цене 1990 рублей возможно лишь при подключении опции «Интернет S».

Согласно информации, размещенной на официальном сайте ОАО «Мегафон» в сети Интернет по адресу www.megafon.ru, цена 1990 рублей действует с 09.08.2014 при покупке планшета линейки Login с одновременным подключением опции «Интернет S» и внесении абонентской платы за определенный период.

С учетом изложенного планшет «Мегафон Логин» возможно приобрести только при условии покупки планшета в комплекте с тарифом «Интернет S». При этом по условиям тарифа стоимость подключения опции «Интернет S» составляет 700 рублей. В результате стоимость такого комплекта составляет 2690 рублей.

Таким образом, в рекламе умалчивается часть существенной информации об условиях приобретения планшета, влияющую на его итоговую стоимость.

В «Блоке 2» говориться о возможности приобретения планшета без подключения дополнительных опций за 3790 рублей. Однако приобрести планшет по указанной цене не представляется возможным, поскольку данный товар реализуется исключительно в комплекте с дополнительной опцией.

Следовательно, реклама формирует впечатление о выгодности покупки планшета по сниженной цене и его доступности для потребителей с любым уровнем достатка.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федерального закона «О рекламе») не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товар, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Информация об условиях приобретения планшета с одновременным подключением тарифа «Интернет S» является существенной для потребителей и ее отсутствие искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости планшета, поскольку дает основания полагать, что рекламируемый планшет возможно приобрести по цене 1990 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается побуждение несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей или других лиц приобрести рекламируемый товар.

Указанные видеоролики направлены на побуждение несовершеннолетних, просмотревших рекламу, обратиться к родителям с просьбой купить рекламируемый товар для использования в учебе, соответственно созданный в рекламе образ несовершеннолетнего школьника может быть воспринят несовершеннолетними как своеобразная модель поведения для того, чтобы убедить родителей в необходимости покупки рекламируемого товара.

В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона «О рекламе» в целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускается создание у несовершеннолетних искаженного представления о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка.

Учитывая тот факт, что реклама стимулирует несовершеннолетних убедить родителей или других лиц купить планшет по указанной в рекламе «низкой» цене, подобного рода реклама может создать у несовершеннолетнего искаженное представление о доступности товара для семьи с любым уровнем достатка. В то время как реклама искажает стоимость рекламируемого планшета в целях увеличения его привлекательности.

Таким образом, в рекламе планшета «МегаФон Логин» от ОАО «Мегафон», усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, частей 2 и 3 статьи 6 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рекламодателем рекламы планшета «МегаФон Логин» является ОАО «Мегафон» (юридический адрес:Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585, ИНН 7812014560, КПП 770601001, дата регистрации 15.07.2002).

На основании части 7 статьи 5, частей 2 и 3 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

ОПРЕДЕЛИЛ:

1. Возбудить производство по делу № 3-5-59/00-08-14 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицом, участвующим в деле:

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:

ОАО «Мегафон» (юридический адрес: Кадашевская наб., д. 30, г. Москва, 115035, ОГРН 1027809169585; ИНН/КПП 7812014560/770601001; дата регистрации 15.07.2002).

3. Назначить дело № 3-5-59/00-08-14 к рассмотрению на « 17 » ноября 2014 года в « 14 » часов « 30 » минут по адресу: г. Москва, Пыжевский переулок, д. 6, зал заседаний № 1 (второй этаж) (т. 8 (499) 755 23 23 вн. 423).

4. ОАО «Мегафон» надлежит в срок до 14 ноября 2014 года представить ФАС России следующие документы и материалы:

копии договоров, платежных поручений и иных материалов, на основании которых в августе-сентябре 2014 года на территории Российской Федерации осуществлялось распространение рекламы планшета «МегаФон Логин»;

копии (образцы, макеты, записи на CD-дисках и пр.) рекламы планшета «МегаФон Логин»;

копии документов, устанавливающих условия реализации планшета «МегаФон Логин»;

копии документов, устанавливающих условия опции «Интернет S»:

письменные объяснения по существу претензии и обстоятельствам распространения рекламы.

Предоставляемые документы и материалы должны быть заверены печатью и подписью руководителя ОАО «Мегафон».

 

Явка представителей ОАО «Мегафон», в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе обязательна (для представителей организаций – подлинная доверенность на представление интересов организации по делу № 3-5-59/00-08-14).

Для обеспечения пропусков в здание ФАС России фамилии представителей необходимо сообщить заранее: для граждан Российской Федерации - за 1 день, для иностранных граждан - за 3 дня.