Решение №АК/18291/17 Решение по делу № 3-00-5/00-08-17 ООО "Замбон Фарма" препара... от 22 марта 2017 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
по делу № 3-00-5/00-08-17
14 марта 2017 г. г. Москва
Комиссия ФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
<...>,
рассмотрев материалы о распространении ООО «ЗАМБОН ФАРМА» рекламы препарата «Ринофлуимуцил» на телеканалах «Петербург-5 канал», «ТВ-3 Россия», «Пятница» в 2016 году,
в присутствии лиц, участвующих в деле:
лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе:
ООО "ЗАМБОН ФАРМА" (адрес: 119002, Москва, переулок Глазовский, д. 7, ОГРН 1077757775182, ИНН 7704654651, КПП 770401001, дата регистрации: 10.07.2007) - <...> (доверенность № 129 от 03.03.2017),
УСТАНОВИЛА:
В рекламном ролике лекарственного препарата «Ринофлуимуцил», распространявшемся на телеканалах «Петербург-5 канал», «ТВ-3 Россия», «Пятница» в период с февраля по август 2016 года, сообщалось:
«Насморк? Трудно дышать? Вам нужна помощь! Попробуйте Ринофлуимуцил.
Он быстро снимает заложенность и благодаря ацетилцистеину удаляет слизь. Ринофлуимуцил нос освободил».
В соответствии с регистрационным удостоверением П № 012943/01 от 11.07.2007 «Ринофлуимуцил» зарегистрирован в качестве лекарственного препарата.
В рекламе внимание потребителей фиксируется на утверждении Ринофлуимуцил «быстро снимает заложенность» (прим.носа). Данное утверждение гарантирует быстрое положительное влияние лекарственного препарата «Ринофлуимуцил» на течение болезни и его эффективность в устранении симптомов заболеваний верхних дыхательных путей.
Согласно Толковому словарю живого великорусского языка В. Даля слово гарантия означает ручательство, поручительство, порука, обеспеченье, заверение, слово гарантировать - в значении гарантировать что, обеспечить, ручаться, заверить, обезопасить, поручиться.
Согласно словарю (Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000) слово гарантия — это обеспечение осуществления, исполнения чего-л.; поручительство; то, что подтверждает осуществление, исполнение чего-л.
Слово быстро в русском языке может использоваться в значении предикатива, то есть части речи, используемой в качестве сказуемого и обозначающей процесс, состояние или качество, воспринимаемое как состояние. Синоним предикатива - категория состояния.
Слово «быстро» в значении предикатива применительно к действию препарата «Ринофлуимуцил» на симптомы заболеваний верхних дыхательных путей является качественной характеристикой действия препарата как очень быстрого.
Соответственно утверждение Ринофлуимуцил «быстро снимает заложенность» заверяет потребителей в том, что действие лекарственного препарата «Ринофлуимуцил» наступит быстро, тем самым гарантируя положительное действие препарата и его эффективность в облегчении симптомов заболеваний верхних дыхательных путей.
Усиливает смысловое значение данного утверждения, как гарантии положительного действия препарата и его эффективность, следующее утверждение: «Ринофлуимуцил нос освободил».
При этом наделение лекарственного препарата свойством быстрого действия и эффективности не основано на принципах доказательной медицины.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе» реклама лекарственных средств не должна гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.
В рекламном ролике препарата «Ринофлуимуцил» отсутствует основанная на принципах доказательной медицины информация, обосновывающая утверждение «быстро снимает заложенность» в отношении времени действия лекарственного препарата «Ринофлуимуцил» на симптомы заболеваний верхних дыхательных путей.
Вместе с тем такая информация является существенной для раскрытия смысла утверждения «быстро снимает заложенность».
Однако данная информация не была доведена до неопределённого круга лиц, в связи с чем потребитель не получил такую существенную информацию.
В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
Таким образом, в рекламе лекарственного препарата «Ринофлуимуцил», распространявшейся в феврале — августе 2016 года в эфире телеканалов «Петербург-5 канал» «ТВ-3 Россия», «Пятница», усматриваются признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, частью 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе».
Рекламодателем указанной рекламы является ООО "ЗАМБОН ФАРМА" (адрес: 119002, Москва, переулок Глазовский, д. 7, ОГРН 1077757775182, ИНН 7704654651, КПП 770401001, дата регистрации: 10.07.2007).
Согласно объяснениям ООО «ЗАМБОН ФАРМА» после ознакомления с выводами экспертов, сделанными на совместном заседании Экспертного совета по применению законодательства о рекламе ФАС России и Экспертного совета по развитию конкуренции в социальной сфере и здравоохранении ФАС России от 9.02.2016, о недостоверности и введении потребителей в заблуждение использованием в рекламе лекарственных препаратов слова «быстро» и иных образованных от него форм в отношении положительного действия и эффективности лекарственных препаратов, ООО «ЗАМБОН ФАРМА» самостоятельно приняло меры по изменению рекламы лекарственного препарата «Ринофлуимуцил» и с сентября 2016 года в рекламе лекарственного препарата «Ринофлуимуцил» не используется слово «быстрый», «быстро» и производные от них.
Вместе с тем данное обстоятельство не является основанием для прекращения производства по настоящему делу, поскольку реклама с утверждением Ринофлуимуцил «быстро снимает заложенность» распространялась с февраля по август 2016 года.
На основании части 7 статьи 5, пункта 8 части 1 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,
РЕШИЛА:
1. Признать ненадлежащей, нарушающей пункт 8 часть 1 статьи 24 Федерального закона «О рекламе», рекламу лекарственного препарата «Ринофлуимуцил», распространявшуюся в эфире телеканалов «Петербург-5 канал», «ТВ-3 Россия», «Пятница» в период с февраля по август 2016 года, поскольку в рекламе гарантируется положительное действие и эффективность лекарственного препарата «Ринофлуимуцил».
2. Признать ненадлежащей, нарушающей часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» рекламу лекарственного препарата «Ринофлуимуцил», распространявшуюся в эфире телеканалов «Петербург-5 канал», «ТВ-3 Россия», «Пятница» в период с февраля по август 2016 года, поскольку в рекламе отсутствует основанная на принципах доказательной медицины информация, обосновывающая утверждение «быстро снимает заложенность» в отношении времени действия лекарственного препарата «Ринофлуимуцил» на симптомы заболеваний верхних дыхательных путей.
3.Выдать ООО «ЗАМБОН ФАРМА» предписание о прекращении нарушения Федерального закона «О рекламе».
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу ФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЗАМБОН ФАРМА».
Решение изготовлено в полном объеме 20 марта 2017 года. Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.