Постановление №АК/44006/15 Постановление о наложении штрафа по делу в отношении ПАО «Мо... от 21 августа 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-14.3-690/00-08-15

об административном правонарушении

«21» августа 2015 г.                                                               г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Кашеваров А.Б., рассмотрев протокол и материалы дела № 4-14.3-690/00-08-15 об административном правонарушении, возбужденного в отношении ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (адрес: 109147, Россия, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ОГРН 1027809169585, ИНН 7740000076, КПП 770901001, дата создания 01.03.2000),

УСТАНОВИЛ:

В ФАС России поступило обращение ООО «Скартел» с претензией к рекламе услуг связи МТС с утверждением «Мы отменили роуминг в России!», распространяемой в июне 2015 года в эфире федеральных телеканалов.

Из рекламного ролика следует, что для абонентов МТС отменен роуминг на территории Российской Федерации:

«Для тебя... Мы отменили роуминг в России! *808# МТС. Ты знаешь, что можешь!»

При этом в дисклеймерах к ролику в течение 5 секунд с использованием мелкого шрифта белого цвета приводится информация о тарифных планах, на которых действует отмена роуминга, и способе подключения тарифной опции «Единая страна» на различных тарифных планах:

    • Домашние тарифы действуют в сети МТС по всей России на тарифных планах Smart, Smart+, Smart Top, ULTRA, по условиям тарифного плана Smart=Смарт, Smart+=Смарт+, Smart Top=Смарт Топ, ULTRA=УЛЬТРА

    • На других тарифных планах в сети МТС по всей России 0 руб. - входящие вызовы при подключении бесплатной опции «Единая страна» (подключение *808# [вызов]), исходящие вызовы , SMS, интернет — по тарифам в поездках по России. Перечень тарифных планов может отличаться в зависимости от региона. Подробности на www.mts.ru.

Вместе с тем указанный в дисклеймерах текст не представляется возможным прочесть за 5 секунд, ввиду мелкого шрифта и непродолжительного времени показа, что практически не позволяет потребителям воспринимать поясняющую рекламное заявление информацию, соответственно фактически потребители данную информацию не получали.

Согласно Постановления Правительства Российской Федерации № 1342 «О утверждении правил оказания услуг телефонной связи» под роумингом понимается предоставление возможности пользоваться услугами связи, оказываемыми другими операторами связи, с применением выделенного абоненту идентификационного модуля (SIM-карты).

Заявление ПАО «МТС» об отмене роуминга в России буквально означает, что ПАО «МТС» прекращает оказание услуг роуминга, и абоненты МТС не смогут осуществлять исходящие вызовы на телефоны всех абонентов, находящихся в роуминге, и наоборот, все абоненты, находящиеся в роуминге, не смогут осуществлять исходящие вызовы на телефоны абонентов МТС.

При этом визуальный ряд рекламы не изменяет буквального понимания рекламного заявления и не раскрывает его переносного значения, поскольку реклама, демонстрируя всего лишь возможность потребителей общаться по телефону при поездках по России, завершается заявлением «Мы отменили роуминг в России!»

Однако рекламное заявление ПАО «МТС» не соответствует действительности.

Согласно информации, размещенной на сайте ПАО «МТС» www.mts.ru и в дисклеймерах, отмена роуминга в России предполагает то, что «теперь все абоненты МТС могут бесплатно и без ограничений общаться по мобильному телефону в поездках по России».

Следовательно, ПАО «МТС» продолжает оказывать своим абонентам услуги связи в полном объеме.

При этом ПАО «МТС» не располагает собственной сетью связи на территории Республики Крым и г. Севастополе, и абоненты МТС при нахождении в данных субъектах Российской Федерации будут находиться в сети иных операторов связи и пользоваться услугами связи других операторов, т.е. будут находиться в роуминге.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Таким образом, в рекламе услуг связи ПАО «МТС» с утверждением «Мы отменили роуминг в России!» содержатся не соответствующие действительности сведения о потребительских свойствах услуги.

С учетом изложенного, реклама услуг связи ПАО «МТС» с утверждением «Мы отменили роуминг в России!», распространявшаяся в июне 2015 г. на федеральных каналах, нарушает пункт 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

В рекламе внимание потребителя фокусируется на утверждении «Мы отменили роуминг в России!», которое доводится до потребителя в текстовом сообщении и озвучивается актером.

Данное утверждение, в его переносном смысле, дает основание полагать, что независимо от того, в каком месте на территории Российской Федерации будет находиться абонент МТС, оплата услуг связи ПАО «МТС» будет производится в соответствии с тарифом домашней сети, к которому подключен абонент МТС.

Вместе с тем по условиям тарифной опции «Единая страна», размещенным на сайте ПАО «МТС» www.mts.ru, предусматриваются только бесплатные входящие звонки на территории России при нахождении абонентов в роуминге, все остальные услуги связи (исходящие вызовы, SMS, интернет и пр.) оказываются абонентам МТС при путешествиях по России по базовым роуминговым тарифам, а не по тарифам домашней сети.

Таким образом, тарифная опция «Единая страна» частично изменяет условия оплаты услуг связи в роуминге для абонентов МТС и абонентов других операторов связи, получивших входящий вызов абонента МТС, а именно: плата за входящие вызовы в роуминге более не взимается, однако плата за исходящие вызовы, SMS, интернет и пр. услуги в роуминге остается без изменений и не становится равной плате за данные услуги в домашней сети.

Вместе с тем после просмотра рекламного ролика абоненты МТС будут полагать, что при путешествии по России они получат все условия и цены своего домашнего тарифа.

Указанные условия влияют на выбор потребителей и являются существенными для них. Однако в рекламе информация о данных условиях указана неполно и в форме, затрудняющей ее восприятие потребителями, в противоположность наиболее привлекательному условию — отмена роуминга, которое сообщается актером в рекламном ролике и дополнительно указано крупным хорошо читаемым шрифтом.

В соответствии с частью 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

То обстоятельство, что нормами Федерального закона «О рекламе» не установлен размер шрифта, которым должна быть приведена существенная информация, не свидетельствует о том, что размер шрифта может быть любым, поскольку, как следует из положений статьи 5 Федерального закона «О рекламе», реклама должна быть добросовестной и достоверной и не должна вводить в заблуждение потребителей.

В случае, когда условия, являющиеся существенной информацией для потребителей, отсутствие которой способно обмануть их ожидания, сформированные рекламой, формально присутствовали в рекламе, однако форма представления сведений такова, что данная информация не может быть воспринята потребителями, следует признавать, что данные сведения не были доведены до неопределённого круга лиц надлежащим образом, в связи с чем потребитель фактически не получил предусмотренную законом информацию.

Несмотря на формальное наличие в рекламе информации об условиях тарифной опции «Единая страна», форма предоставления данных сведений такова, что они не воспринимаются потребителями и фактически в рекламе отсутствуют.

Вместе с тем информация о новых условиях оплаты роуминга при переходе на тарифную опцию «Единая страна» является для потребителя существенной и ее отсутствие искажает смысл рассматриваемой рекламы и вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости услуг роуминга.

Таким образом, реклама услуг связи ПАО «МТС» с утверждением «Мы отменили роуминг в России!», распространявшаяся в июне 2015 г. на федеральных каналах, нарушает часть 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несёт ответственность за нарушение требований законодательства Российской Федерации о рекламе, установленных статьёй 5 Федерального закона «О рекламе».

 

Рекламодателем указанной рекламы является ПАО «Мобильные ТелеСистемы» (юридический адрес: 109147, г. Москва, ул. Марксистская, д. 4, ОГРН 1027700149124; ИНН 7740000076, КПП 770901001, дата регистрации 01.03.2000).

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

ПАО «Мобильные ТелеСистемы» имело возможность для соблюдения требований законодательства Российской Федерации о рекламе, однако обществом не были приняты меры по соблюдению его требований.

Таким образом, установлена вина ПАО «Мобильные ТелеСистемы» в нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе в распространении рекламы услуг связи ПАО «МТС» с утверждением «Мы отменили роуминг в России!», распространявшейся в июне 2015 г. на федеральных каналах.

Кроме того, рекламная компания услуг связи ПАО «МТС» с утверждением «Мы отменили роуминг в России!» осуществлялась на территории Российской Федерации иными способами, такими как наружная реклама в Москве и регионах, размещение в метрополитене Москвы, Екатеринбурга и Новосибирска, размещение в интернет-ресурсах, а также на режимных объектах (аэророрты).

Руководствуясь пунктом 2 части 3 статьи 5, частью 7 статьи 5, статьей 33 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе», статьями 14.3, 23.48, 28.9, пунктом 1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

1. Применить к ПАО «Мобильные ТелеСистемы» меры административной ответственности в виде штрафа за нарушение законодательства о рекламе в размере 100 000 рублей.

      • Сумму штрафа надлежит уплатить по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по г. Москве (Федеральная антимонопольная служба л/с 04731001610)

Банк получателя: Отделение 1 Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному Федеральному округу г. Москва

ИНН 7703516539

КПП 770301001

БИК 044583001

р/с 40101810800000010041

КБК 161 1 16 26000 01 6000 140

ОКТМО 45380000

 

Согласно пункту 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В трёхдневный срок со дня уплаты штрафа просьба представить в Федеральную антимонопольную службу надлежащим образом заверенные копии платёжных документов (по электронной почте avdegtyaryova@fas.gov.ru).

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается вышестоящему должностному лицу либо в суд в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны