Определение №АК/70357-ПР/17 Определение о назначении дела № 1-16-144/00-18-17 о нарушени... от 11 октября 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 1-16-144/00-18-17 О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
К РАССМОТРЕНИЮ

 

 

11 октября 2017 г. г. Москва

 

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-16-144/00-18-17 о нарушении антимонопольного законодательства А.Б. Кашеваров

 

УСТАНОВИЛ:

 

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Аппарата Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе от 20.07.2017 № А52-3087-37 (вх. № 111968-ПРМ/17 от 21.07.2017) о проведении Центральным аппаратом ФАС России проверки деятельности в сфере похоронного дела, осуществляемой группой компаний «Память» на территории Волгоградской области, а также об информировании Аппарата Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе о результатах проведенных мероприятий в отношении лиц, осуществляющих деятельность в сфере похоронного дела на территории Волгоградской области для доклада Полномочному Представителю Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе, и заявление Прокуратуры г. Волгограда от 25.07.2017 № 7-42-17, направленное письмом Волгоградского УФАС России от 12.09.2017 № 03-15/5845 (вх. № 141115-ЭП/17 от 14.09.2017 и вх. № 144709/17 от 21.09.2017), о нарушении требований антимонопольного законодательства, выраженных в неправомерном заключении Департаментом городского хозяйства администрации Волгограда (далее — Департамент) договоров с ЗАО «Ритуальное предприятие «Память», а именно дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 35 к Договору на осуществление погребения граждан от 30.09.2002 № 12 и дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 41 к Договору на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт от 30.09.2002 № 8/1.

На момент заключения дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 35 к Договору на осуществление погребения граждан от 30.09.2002 № 12 и дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 41 к Договору на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт от 30.09.2002 № 8/1, Департамент назывался Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда.

Соответственно, по всему тексту настоящего Определения при упоминании Департамента подразумевается данный орган местного самоуправления независимо от того, какое наименование он имел в тот или иной период времени (Департамент городского хозяйства администрации Волгограда, Комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда и др.).

Из анализа имеющихся документов, материалов, усматривается следующее.

Между Департаментом и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память», в соответствии с постановлением главы администрации города Волгограда от 12.09.2002 № 1107 «О результатах конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела», заключен Договор на осуществление погребения граждан от 30.09.2002 № 12 (далее — Договор на осуществление погребения), согласно которому ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» осуществляет деятельность по захоронению умерших, в том числе умерших, не имеющих родственников или законных представителей умершего.

В соответствии с пунктом 5.1 Договора на осуществление погребения, данный договор заключен сроком на 15 лет и действует с момента его подписания Сторонами до 30 сентября 2017 года.

Также между Департаментом и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» заключен Договор на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт от 30.09.2002 № 8/1 (далее — Договор на обслуживание кладбищ), согласно которому ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» принимает на себя обязательства по выполнению работ связанных с организацией и погребением на муниципальных кладбищах и колумбариях города Волгограда, по созданию и оборудованию мест погребений для умерших граждан на кладбищах и колумбариях, а также по текущему содержанию и капитальному ремонту кладбищ и колумбариев.

В соответствии с пунктом 5.1 Договора на обслуживание кладбищ, данный договор заключается сроком на 15 лет и действует с момента его подписания Сторонами до 30 сентября 2017 года.

14.03.2017 между Департаментом и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» заключены следующие дополнительные соглашения:

1) дополнительное соглашение от 14.03.2017 № 35 к Договору на осуществление погребения (далее — Дополнительное соглашение № 35);

2) дополнительное соглашение от 14.03.2017 № 41 к Договору на обслуживание кладбищ (далее — Дополнительное соглашение № 41).

Пунктом 1 Дополнительного соглашения № 35 установлено, что пункт 5.1 Договора на осуществление погребения необходимо изложить в следующей редакции: «Договор заключен со дня его подписания Сторонами и действует до 30 сентября 2027 года».

Пунктом 3 Дополнительного соглашения № 41 установлено, что пункт 5.1 Договора на на обслуживание кладбищ необходимо изложить в следующей редакции: «Договор заключен со дня его подписания Сторонами и действует до 30 сентября 2027 года».

Согласно пункту 1.1 Договора на осуществление погребения Департамент поручает а ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» принимает на себя обязанность производить захоронение умерших в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и постановлением главы администрации города Волгограда № 1107 от 12.09.2002 «О результатах конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела».

Согласно преамбуле, разделу 1 «ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА» Договора на на обслуживание кладбищ ЗАО «Ритуальное предприятие «Память», являющееся городской специализированной службой по вопросам похоронного дела в городе Волгограде, действующая на основании постановления главы администрации города Волгограда № 1107 от 12.09.2002 «О результатах конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела», осуществляет обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт.

Согласно преамбуле, пункту 1 Дополнительного соглашения № 35 Департамент и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» пришли к соглашению о внесении изменений в Договор на осуществление погребения, в том числе о продлении срока его действия до 30.09.2027.

Согласно преамбуле, пункту 3 Дополнительного соглашения № 41 Департамент и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» пришли к соглашению о внесении изменений в Договор на обслуживание кладбищ, в том числе о продлении срока его действия до 30.09.2027.

Из вышеуказанных условий Дополнительного соглашения № 35 и Дополнительного соглашения № 41 усматривается, что срок действия Договора на осуществление погребения и Договора на обслуживание кладбищ продлен до 30.09.2027 не на основании результатов проведения соответствующих конкурентных процедур а в связи с тем, что Департамент и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» согласились о продлении срока действия данных договоров до 30.09.2027.

Таким образом, Департаментом и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» без проведения конкурентных процедур заключено Дополнительное соглашение № 35 и Дополнительное соглашение № 41, согласно которым сроки действия Договора на осуществление погребения и Договора на обслуживание кладбищ продлены до 30.09.2027, что исключило возможность для каких-либо иных хозяйствующих субъектов, помимо ЗАО «Ритуальное предприятие «Память», принять участие в конкурентных процедурах отбора с целью дальнейшего осуществления деятельности по погребению граждан, обслуживанию кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт на территории города Волгограда.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Изучив имеющиеся документы и материалы Федеральная антимонопольная служба пришла к выводу, что в действиях Департамента и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закона о защите конкуренции.

На основании изложенного издан приказ Федеральной антимонопольной службы от 29.09.2017 № 1280/17 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по признакам нарушения Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда (в настоящее время — Департамент городского хозяйства администрации Волгограда) (400001, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 16 А) и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» (400107, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Карла Либкнехта, д. 2 А) статьи 16 Закона о защите конкуренции.

06.10.2017 в ФАС России также поступило обращение ООО «Радоница» от 05.10.2017 № б/н (вх. № 151946-ЭП/17 от 06.10.2017).

ООО «Радоница» полагает, что в результате заключенных Департаментом и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 35 к Договору на осуществление погребения граждан от 30.09.2002 № 12 и дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 41 к Договору на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт от 30.09.2002 № 8/1 без проведения конкурентных процедур нарушены права ООО «Радоница».

Согласно утверждению ООО «Радоница» в результате данных действий Департамента и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память», ООО «Радоница» было лишено возможности участвовать в конкурсе на обслуживание кладбищ, перевозку тел умерших и погребение по гарантированному перечню, что является нарушением его прав.

Кроме того, ООО «Радоница» утверждает, что в настоящее время оно не имеет возможности свободного доступа на кладбище с похоронной процессией, так как ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» физически не допускает сотрудников ООО «Радоница» к рытью могил и не допускает катафалки на кладбище.

Учитывая изложенное, руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

      • Назначить дело № 1-16-144/00-18-17 к рассмотрению на 15 ноября 2017 года в 15 часов 00 мин. по адресу: г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, каб. № 127-129.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 1-16-144/00-18-17 в качестве:

ответчиков:

      • Департамент городского хозяйства администрации Волгограда (400001, г. Волгоград, ул. Ковровская, д. 16 А);

      • ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» (400107, г. Волгоград, ул. Карла Либкнехта, д. 2 А);

заявителей:

      • Аппарат Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе (344052, г. Ростов-на-Дону, Б. Садовая ул., д. 73);

      • Прокуратуру г. Волгограда (400005, г. Волгоград, 7-я Гвардейская ул., д. 12);

заинтересованного лица:

1) ООО «Радоница» (400079, г. Волгорад, ул. Кирова, д. 145).

    •  

3. Ответчикам:

3.1. Департаменту городского хозяйства администрации Волгограда представить в срок до 31 октября 2017 года следующие надлежащим образом заверенные документы и информацию:

а) документы и материалы, которые могут иметь существенное значение для вынесения решения по рассматриваемому делу;

б) позицию по делу;

в) копию Положения о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, утвержденного Решением Волгоградской городской Думы от 24.06.2015 № 31/967;

г) копию постановления главы администрации города Волгограда № 1107 от 12.09.2002 «О результатах конкурса на право получения статуса городской специализированной службы по вопросам похоронного дела»;

д) информацию и документы, на основании которых заключены Договор на осуществление погребения граждан от 30.09.2002 № 12 и Договор на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт от 30.09.2002 № 8/1 с ЗАО «Ритуальное предприятие «Память»;

е) информацию и документы, на основании которых были заключены дополнительное соглашение от 14.03.2017 № 35 к Договору на осуществление погребения граждан от 30.09.2002 № 12 и дополнительное соглашение от 14.03.2017 № 41 к Договору на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт от 30.09.2002 № 8/1 с ЗАО «Ритуальное предприятие «Память»;

ж) доказательства проведения конкурентных процедур, по результатам которых было принято решение о заключении с ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 35 к Договору на осуществление погребения граждан от 30.09.2002 № 12 и дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 41 к Договору на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт от 30.09.2002 № 8/1;

з) нормативно обоснованные письменные пояснения о правомерности заключения между Департаментом и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 35 к Договору на осуществление погребения граждан от 30.09.2002 № 12 и дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 41 к Договору на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт от 30.09.2002 № 8/1 с приложением документов, материалов, подтверждающих правомерность заключения указанных дополнительных соглашений;

и) копию переписки, включая переписку в электронном виде между Департаментом и ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» по вопросам заключения дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 35 к Договору на осуществление погребения граждан от 30.09.2002 № 12 и дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 41 к Договору на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт от 30.09.2002 № 8/1.

3.2. ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» представить в срок до 31 октября 2017 года следующие надлежащим образом заверенные документы и информацию:

а) документы и материалы, которые могут иметь существенное значение для вынесения решения по рассматриваемому делу;

б) позицию по делу;

в) копии учредительных документов, копию устава, копии свидетельств о государственной регистрации, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии свидетельств о внесении изменений в учредительные документы, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ЗАО «Ритуальное предприятие «Память»;

г) бухгалтерский баланс ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» с 2002 года до последней отчетной даты;

д) перечень лиц, входящих в настоящее время в одну группу лиц с ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» в соответствии с формой представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, с указанием основных видов деятельности лиц, входящих в одну группу лиц с ЗАО «Ритуальное предприятие «Память», а также схематическое изображение группы лиц ЗАО «Ритуальное предприятие «Память»;

е) сведения об основных видах хозяйственной деятельности ЗАО «Ритуальное предприятие «Память», а также лиц, входящих с ним в одну группу лиц, о продукции (работах, услугах), поставляемой на товарный рынок с представлением приложений № 1-3 к форме представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27-31 Закона о защите конкуренции, утвержденной приказом ФАС России от 17.04.2008 № 129, с разбивкой по годам за период с 2002 года и по октябрь 2017 г. (указанные приложения необходимо дополнительно представить на электронном носителе в формате Exel);

ж) копию переписки, включая переписку в электронном виде между ЗАО «Ритуальное предприятие «Память» и Департаментом по вопросам заключения дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 35 к Договору на осуществление погребения граждан от 30.09.2002 № 12 и дополнительного соглашения от 14.03.2017 № 41 к Договору на обслуживание кладбищ и колумбариев, их текущее содержание и капитальный ремонт от 30.09.2002 № 8/1.

      • Заявителям:

4.1. Аппарату Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе представить в срок до 31 октября 2017 года следующие надлежащим образом заверенные документы и информацию:

а) документы и материалы, которые могут иметь существенное значение для вынесения решения по рассматриваемому делу;

б) позицию по делу;

в) копии всех имеющихся в распоряжении Аппарата Полномочного Представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе документов, материалов, в том числе обращений граждан, организаций, политических партий, иных лиц, свидетельствующих об ограничении конкуренции на рынке похоронных услуг на территории Волгоградской области начиная с 2002 года и по настоящее время.

4.2. Прокуратуре г. Волгограда представить в срок до 31 октября 2017 года следующие надлежащим образом заверенные документы и информацию:

а) документы и материалы, которые могут иметь существенное значение для вынесения решения по рассматриваемому делу;

б) позицию по делу;

в) копии всех материалов проверки, проведенной Прокуратурой г. Волгограда в отношении Департамента, по результатам которой Прокуратурой г. Волгограда направлено заявление от 25.07.2017 № 7-42-17;

г) копии всех имеющихся в распоряжении Прокуратуры г. Волгограда документов, материалов, в том числе обращений граждан, организаций, политических партий, иных лиц, свидетельствующих об ограничении конкуренции на рынке похоронных услуг на территории Волгоградской области начиная с 2002 года и по настоящее время.

 

      • Заинтересованному лицу:

ООО «Радоница» представить в срок до 31 октября 2017 года следующие надлежащим образом заверенные документы и информацию:

а) документы и материалы, которые могут иметь существенное значение для вынесения решения по рассматриваемому делу;

б) позицию по делу;

в) копии учредительных документов, копию устава, копии свидетельств о государственной регистрации, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии свидетельств о внесении изменений в учредительные документы, выписку из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Радоница»;

г) бухгалтерский баланс ООО «Радоница» с 2002 года до последней отчетной даты;

д) перечень лиц, входящих в настоящее время в одну группу лиц с ООО «Радоница» в соответствии с формой представления перечня лиц, входящих в одну группу лиц, утвержденной приказом ФАС России от 20.11.2006 № 293, с указанием основных видов деятельности лиц, входящих в одну группу лиц с ООО «Радоница», а также схематическое изображение группы лиц ООО «Радоница»;

е) сведения об основных видах хозяйственной деятельности ООО «Радоница», а также лиц, входящих с ним в одну группу лиц, о продукции (работах, услугах), поставляемой на товарный рынок с представлением приложений № 1-3 к форме представления антимонопольному органу сведений при обращении с ходатайствами и уведомлениями, предусмотренными статьями 27-31 Закона о защите конкуренции, утвержденной приказом ФАС России от 17.04.2008 № 129, с разбивкой по годам за период с 2002 года и по октябрь 2017 г. (указанные приложения необходимо дополнительно представить на электронном носителе в формате Exel);

ж) копии всех имеющихся в распоряжении ООО «Радоница» документов, материалов (в том числе переписку, включая переписку в электронном виде между ООО «Радоница» и Департаментом, между ООО «Радоница» и иными лицами), свидетельствующих об ограничении конкуренции на рынке похоронных услуг на территории Волгоградской области начиная с 2002 года и по настоящее время.

 

Явка лиц, участвующих в деле № 1-16-144/00-18-17, или их представителей с доверенностью на участие в рассмотрении дела обязательна.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны