Предупреждение №ИА/28672/15 Предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые... от 9 июня 2015 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

 

ФАС России в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации и на основании Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) осуществляет мониторинг индикаторов рынка нефтепродуктов.

По результатам проведенного анализа ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов ФАС России установлено следующее.

Пунктом 1 части 5 статьи 6 Закона о защите конкуренции установлено,
что цена может быть не признана монопольно высокой, в том числе при условии, если объем продаваемого на бирже товара, производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение
на соответствующем товарном рынке, составляет не менее величины, установленной федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара.

Во исполнение указанной нормы Закона о защите конкуренции принят совместный приказ ФАС России и Минэнерго России от 12 января 2015 г.
№ 3/15/3 «Об утверждении минимальной величины продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти
и газа, и требований к биржевым торгам, в ходе которых заключаются сделки
с нефтепродуктами, а также с отдельными категориями товаров, выработанных
из нефти и газа, хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих товарных рынках, и признании утратившим силу приказа ФАС России и Минэнерго России от 30 апреля 2013 г. № 313/13/225» (далее – Совместный приказ).

Пунктом 1 Приложения № 1 к Совместному приказу установлена минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, произведенных
и (или) реализуемых хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующих оптовых товарных рынках, в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом, и (или) участниками биржевых торгов, которые действуют в интересах и за счет указанных лиц, в размере:

а) бензин автомобильный - 10%;

б) топливо дизельное - 5%;

в) топливо для реактивных двигателей - 10%;

г) мазут — 2%;

д) сжиженные углеводородные газы для бытовых нужд и автомобильного транспорта (СПБТ - смесь пропана и бутана технических, ПТ - пропан технический, БТ - бутан технический, ПБА - пропан-бутан автомобильный,
ПА - пропан автомобильный) - 5%.

Минимальная величина продаваемых на бирже нефтепродуктов, а также отдельных категорий товаров, выработанных из нефти и газа, рассчитывается
от месячного объема производства соответствующих товаров, производимых каждым занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом,
в том числе лицами, входящими в одну группу лиц с таким хозяйствующим субъектом.

Необходимо отметить, что в соответствии с Правилами проведения организованных торгов в Секции «Нефтепродукты» Закрытого акционерного общества «Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа» (далее - ЗАО «СПбМТСБ», Биржа), утвержденными Решением Совета директоров ЗАО «СПбМТСБ» (Протокол от 13 марта 2014 г. № 77) (далее - Правила биржевой торговли), сделки заключаются в ходе Торговой сессии в электронном режиме
на основе заявок, подаваемых Участниками торгов и принятых Биржей. Подача Участником торгов заявки в системе электронных торгов означает его безусловное согласие заключить сделку на условиях, указанных в заявке.

После приема Биржей заявки, данная заявка до ее занесения в очередь заявок проверяется на наличие встречных заявок с совпадающей или пересекающейся ценой и на возможность выполнения условия исполнения данной заявки. Если условие исполнения заявки может быть выполнено, и при наличии для заявки при ее приеме Биржей хотя бы одной пересекающейся встречной заявки происходит заключение сделки. Сделка заключается по цене лучшей пересекающейся встречной заявки.

При отсутствии пересекающихся встречных заявок поданная заявка ставится в очередь заявок, если условием ее исполнения является «Поставить
в очередь», или снимается при другом условии ее исполнения. Порядковый номер заявки в очереди определяется ее ценой и временем подачи. Первой в очереди
на покупку располагается заявка с максимальной ценой, а в очереди на продажу - заявка с минимальной ценой. При равенстве цен в заявках одинаковой направленности приоритет имеет заявка, поданная раньше. Заявка будет находиться в очереди заявок либо до тех пор, пока не сможет быть исполнена, либо пока не будет снята.

В рамках анализа информации, предоставленной ЗАО «СПбМТСБ»,
ФАС России установила, что ОАО «ЛУКОЙЛ» реализует бензины автомобильные марок Аи-92 и Аи-95 на биржевых торгах преимущественно в группе лиц (таблица №1).

 

Таблица № 1

 

Реализация ОАО «ЛУКОЙЛ» нефтепродуктов посредством биржевых торгов
на площадке ЗАО «СПбМТСБ» за период с января по май 2015 г.

 

Также, проведя анализ в части величины цен заявок участников биржевых торгов и заключаемых сделок на площадке ЗАО «СПбМТСБ», установлено,
что ОАО «ЛУКОЙЛ» реализует бензины автомобильные марок Аи-92 и Аи-95
на биржевых торгах по цене, превышающей среднерыночную цену (Приложение № 1).

Исходя из вышеуказанного следует, что хозяйствующие субъекты входящие в группу лиц ОАО «ЛУКОЙЛ» и осуществляющие продажу нефтепродуктов
на биржевых торгах, выставляют заявки на продажу по цене, значительно превышающей среднерыночную цену других хозяйствующих субъектов, сложившуюся на биржевых торгах, и как следствие делают практически
не возможным пересечение их цены с ценой заявок независимых хозяйствующих субъектов, что в свою очередь затрудняет приобретение биржевого товара независимыми участниками рынка нефтепродуктов, делая его экономически невыгодным.

По представленным ЗАО «СПбМТСБ» данным участники биржевых торгов, не входящие в группу лиц ОАО «ЛУКОЙЛ» (независимые) выставляли свои заявки на покупку нефтепродуктов на базисах поставки ОАО «ЛУКОЙЛ» по цене в среднем от 33 857,90 рублей за тонну, тем не менее ОАО «ЛУКОЙЛ»
и его группа лиц выставляли заявки на продажу нефтепродуктов по цене
в среднем от 35 570,41 рублей за тонну, что фактически привело к нарушению пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, а именно навязыванию контрагенту условий договора, невыгодных для него или
не относящихся к предмету договора (экономически или технологически
не обоснованные требования), а также экономически или технологически
не обоснованному отказу либо уклонению от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства
или поставок соответствующего товара.

Важно отметить, что ОАО «ЛУКОЙЛ» и его группа лиц реализует автомобильные бензины на биржевых торгах преимущественно в группе лиц
по цене, превышающей среднерыночную цену, а так как ОАО «ЛУКОЙЛ» является вертикально интегрированной компанией, то существует вероятность переноса центра прибыли внутри группы лиц, что ставит ОАО «ЛУКОЙЛ»
и независимых участников биржевой торговли в неравное положение.

В соответствии с приказом ФАС России от 18 декабря 2014 г. № 790/14
«О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2015 — 2016 годы», ФАС России проведен анализ состояния конкуренции на оптовом рынке бензинов автомобильных за 2014 г. По результатам данного анализа, а также в силу пункта 2 части 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, ФАС России было установлено, что ОАО «ЛУКОЙЛ» занимает доминирующее положение на оптовом рынке бензинов автомобильных.

Учитывая вышеизложенное, в связи с наличием в действиях ОАО «ЛУКОЙЛ» (место нахождения: 101000, г. Москва, Сретенский бульвар, д. 11) выразившихся
в навязывании контрагенту условий договора, невыгодных для него или
не относящихся к предмету договора (экономически или технологически
не обоснованные требования), а также экономически или технологически
не обоснованном отказе либо уклонении от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства
или поставок соответствующего товара, признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктами 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона
о защите конкуренции, а также учитывая требования пунктов 1.2 и 1.4 Приказа ФАС России от 14 декабря 2011 г. № 874 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства», ФАС России на основании статьи 391 Закона о защите конкуренции предупреждает о необходимости прекращения указанных действий (бездействия) путем исполнения Совместного приказа, постановления Правительства РФ от 11 октября 2012 г. № 1035
«Об утверждении критериев регулярности и равномерности реализации товара
на бирже для отдельных товарных рынков, на которых обращаются нефть и (или) нефтепродукты» и Правил биржевой торговли в срок до «22» июня 2015 года.

 

О выполнении предупреждения сообщить в ФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения (в срок до «25» июня 2015 года).

В случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства ФАС России принимает решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в соответствии с административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел
о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом ФАС России от 25 мая 2012 г. № 339 и п. 3.5 Приложения № 1 к Приказу ФАС России от 14 декабря 2011 г. № 874 «Об утверждении Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства».

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны