Решение №21/7959/18 Решение по делу № 1-10-36/00-21-17 в отношении АО "Чеченэнер... от 7 февраля 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 1-10-36/00-21-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» января 2018 года

В полном объеме решение изготовлено «07» февраль 2018 года

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-10-36/00-21-17 о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

<...> (далее - Комиссия),

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении АО «Чеченэнерго» (ИНН 2016081143, КПП 201401001, ОГРН 1082031002503, юридический адрес: 364020, г. Грозный, Старопромысловское шоссе, д. 6) по признакам нарушения пункта 11 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), выразившиеся в манипулировании ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности),

в присутствии представителей:

АО «Чеченэнерго»:

<...>

<...>

Ассоциация «НП Совет рынка»:

<...>

 

УСТАНОВИЛА:

 

АО «Чеченэнерго» в соответствии с приказом Министерства энергетики Российской Федерации № 242 от 24.04.2015 является гарантирующим поставщиком на территории Чеченской Республики. На основании указанного приказа АО «Чеченэнерго» включено в Федеральный реестр гарантирующих поставщиков и зон их деятельности под регистрационным номером 20/03.

В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетики) гарантирующий поставщик электрической энергии (далее - гарантирующий поставщик) - это коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с Законом об электроэнергетики заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.

Деятельность гарантирующих поставщиков регулируется Законом об электроэнергетики, Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения) и иными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения дела № 1-10-36/00-21-17 стали представленные Ассоциацией «НП Совет рынка» письмом от 14.12.2016 № СР-02/16-5430 результаты мониторинга ценовой ситуации на розничных рынках электрической энергии, содержащие сведения о превышении АО «Чеченэнерго» допустимого уровня величины изменения средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), установленного Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1179 (далее – Правила № 1179), в октябре 2016 года.

В соответствии с пунктом 4 (4) Правил № 1179, величина изменения средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) (величина изменения СВНЦ) не должна превышать 10 % от суммы средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемой за соответствующий расчетный период по результатам конкурентных отборов на сутки вперед и для балансирования системы, и произведения средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность на оптовом рынке и коэффициента оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по 1-й ценовой категории.

В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

ФАС России направила запросы информации в адрес Ассоциации «НП Совет рынка» (исх. от 23.03.2017 № ВК/18632/17) и потребителей АО «Чечеэнерго» (АО «Чеченцемент», ГУП «Грозненский электромеханический завод», ОАО «Чеченавто») (исх. от 03.05.17 № ЦА/29894/17).

На основании полученных сведений приказом ФАС России от 03.10.2017 № 1289/17 возбуждено дело № 1-10-36/00-21-17 в отношении АО «Чеченэнерго» (ИНН 2016081143, КПП 201401001, ОГРН 1082031002503, юридический адрес: 364020, г. Грозный, Старопромысловское шоссе, д. 6) по признакам нарушения пункта 11 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, выразившегося в манипулировании ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности).

Определением № 21/69413/17 от 09.10.2017 назначено к рассмотрению дело № 1-10-36/00-21-17.

Определением № 21/69413/17 от 09.10.2017 к участию в рассмотрении дела в качестве лица, располагающего сведениями, привлечена Ассоциация «НП Совет рынка» и запрошена письменная позиция по настоящему делу.

Установление доминирующего положения АО «Чеченэнерго».

В рамках рассмотрения дела № 1-10-36/00-21-17 в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, в целях установления доминирующего положения АО «Чеченэнерго» проведен анализ состояния конкуренции на розничном рынке электроэнергии (мощности) за 2016 год.

Согласно пункту 3.2 Перечня товарных рынков для ежегодного обследования, утвержденного приказом ФАС России от 05.12.2016 № 1718/16, ФАС России совместно с территориальными управлениями ФАС России проводит анализ состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности).

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике в адрес ФАС России письмом от 31.03.2017 № 955 был направлен анализ состояния конкуренции на розничном рынке электроэнергии (мощности) в географических границах Чеченской Республики в 2016 году.

Как указанно в анализе, доля АО «Чеченэнерго» на розничном рынке электрической энергии (мощности) по состоянию на 31.12.2016 в географических границах Чеченской республики составляет 98,71 %.

Согласно статье 5 Закон о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

На основании изложенного, Комиссией ФАС России установлено, что АО «Чеченэнерго» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Чеченской Республики.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия ФАС России установила следующее.

Пунктом 192 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 № 1172 (далее - Правила № 1172), установлено, что организацией коммерческой инфраструктуры в порядке, предусмотренном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, рассчитываются и подлежат опубликованию на ее официальном сайте в сети Интернет в течение 10 дней после окончания соответствующего расчетного периода, за исключением первого полугодия 2012 года, для которого сроки публикации устанавливаются договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, следующие величины, определяемые в отношении группы точек поставки каждого гарантирующего поставщика (а в случае, если гарантирующий поставщик приобретает на оптовом рынке электрическую энергию и мощность по нескольким группам точек поставки в пределах одного субъекта Российской Федерации, - по совокупности указанных групп точек поставки):

составляющие предельных уровней нерегулируемых цен, указанные в пункте 183 Правил № 1172;

фактический объем потребления электрической энергии гарантирующим поставщиком на оптовом рынке за соответствующий расчетный период;

объем фактического пикового потребления гарантирующего поставщика на оптовом рынке за соответствующий расчетный период;

коэффициент оплаты мощности для соответствующей зоны суток расчетного периода, определяемый в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии и Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность);

максимальный час фактической пиковой нагрузки для каждых рабочих суток расчетного периода для субъектов Российской Федерации;

цены и объемы электрической энергии каждого свободного договора купли-продажи электрической энергии, зарегистрированного гарантирующим поставщиком на оптовом рынке в отношении его зоны деятельности;

величина корректировки составляющей предельного уровня нерегулируемых цен при учете свободного договора купли-продажи электрической энергии, определяемой в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.

Указанные в пункте 192 Правил № 1172 величины рассчитываются организацией коммерческой инфраструктуры оптового рынка исходя из данных, которыми она располагает на момент расчета.

В соответствии с пунктом 98 Основных положений предельные уровни нерегулируемых цен для ценовых категорий, предусмотренных пунктом 86 Основных положений, публикуются гарантирующим поставщиком на его официальном сайте в сети «Интернет» или в официальном печатном издании по форме согласно Правилам № 1179 не позднее чем через 15 дней после окончания расчетного периода.

Предельные уровни нерегулируемых цен, а также составляющие предельных уровней нерегулируемых цен доводятся до сведения потребителей (покупателей) в счетах на оплату электрической энергии (мощности).

Также пунктом 98 Основных положений установлено, что гарантирующий поставщик направляет коммерческому оператору оптового рынка в срок, не превышающий 16 дней со дня окончания расчетного периода, в порядке, установленном договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, заключенным гарантирующим поставщиком, являющимся участником оптового рынка, или в порядке, установленном в соглашении об информационном обмене, заключенном для гарантирующего поставщика, не являющегося участником оптового рынка, следующую информацию:

средневзвешенную нерегулируемую цену электрической энергии (мощности), используемую для расчета предельного уровня нерегулируемой цены для первой ценовой категории;

составляющие расчета средневзвешенной нерегулируемой цены электрической энергии (мощности) по первой ценовой категории, указанные в пункте 88 Основных положений;

информацию о данных, которые относятся к предыдущим расчетным периодам и учитываются в случаях, предусмотренных Основными положениями, при определении средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) в отношении потребителей (покупателей), выбравших для расчетов первую ценовую категорию, а также о причинах, вызвавших необходимость такого учета;

предельные уровни нерегулируемых цен для первой - шестой ценовых категорий;

составляющие предельных уровней нерегулируемых цен электрической энергии (мощности), использованные гарантирующим поставщиком при расчете предельных уровней цен за расчетный период для первой - шестой ценовых категорий;

нерегулируемые цены на электрическую энергию (мощность) (ставки нерегулируемых цен) для первой - шестой ценовых категорий в рамках соответствующих предельных уровней (ставок предельных уровней).

В соответствии с пунктом 87 Основных положений гарантирующие поставщики рассчитывают значения предельных уровней нерегулируемых цен по формулам расчета предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) и их составляющих согласно Правилам № 1179, используя данные, рассчитанные коммерческим оператором оптового рынка, согласно пункту 100 Основных положений.

В соответствии с пунктом 88 Основных положений средневзвешенная нерегулируемая цена электрической энергии (мощности), используемая для расчета предельного уровня нерегулируемой цены для 1-й ценовой категории (далее – СВНЦ 1 ЦК), рассчитывается как сумма средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемой за соответствующий расчетный период по результатам конкурентных отборов на сутки вперед и для балансирования системы, суммарной расчетной (вспомогательной) величины изменения средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) и произведения средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность на оптовом рынке и коэффициента оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по 1-й ценовой категории.

В соответствии с пунктом 4 (4) Правила № 1179, величина изменения средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) (далее - величина изменения СВНЦ) не должна превышать 10 % от суммы средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию на оптовом рынке, определяемой за соответствующий расчетный период по результатам конкурентных отборов на сутки вперед и для балансирования системы, и произведения средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность на оптовом рынке и коэффициента оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по 1-й ценовой категории.

      • По результатам рассмотрения материалов, представленных Ассоциацией «НП Совет рынка» письмом от 14.12.2016 № СР-02/16-5430, установлено, что в расчетах СВНЦ 1 ЦК за октябрь 2016 года АО «Чеченэнерго» применило величину изменения СВНЦ в размере 252,69 руб/МВтч, вместо рассчитанной коммерческим оператором максимальной величины в размере 128,1 руб/МВтч, что составляет 19,7 % от СВНЦ 1 ЦК (Таблица 1).

Таблица 1

 

Отчетный месяц 10.2016                                            По состоянию на 28.11.2016

 

 

Наименование участника

СВНЦ по 1 ЦК руб/МВтч

 (выставленная АО «Чеченэнерго»)

Величина изменения СВНЦ, руб/МВтч

Размер превышения величины изменения над допустимым уровнем такой величины изменения, руб./МВт∙ч

Превышение величина изменения от СВНЦ 1 ЦК, %

Применяемая гарантирующим поставщиком

Допустимый уровень

АО «Чеченэнерго»

1533,65

252,69

128,1

124,59

19,7

 

 

Таким образом, величина изменения СВНЦ, рассчитанная АО «Чеченэнерго», на 9,7 % превысила 10 % порог, установленный пунктом 4(4) Правил № 1179

В целях проверки соответствия информации, представленной АО «Чеченэнерго» коммерческому оператору оптового рынка и выставленной потребителям АО «Чеченэнерго» первой ценовой категории, ФАС России письмом от 03.05.2017 № ЦА/29894/17 направила запрос в адрес потребителей АО «Чеченэнерго» (АО «Чеченцемент», ГУП «Грозненский электромеханический завод», ОАО «Чеченавто») о представлении данных о СВНЦ 1 ЦК, выставленной АО «Чеченэнерго», за октябрь 2016 года.

ОАО «Чеченавто» (письмом от 22.05.2017 № 964) и АО «Чеченцемет» (письмом от 23.05.2017 № 133) представлены счета – фактуры, подтверждающие превышение допустимого уровня СВНЦ 1 ЦК за октябрь 2016 года на 19,7%.

Перерасчет СВНЦ 1 ЦК для ОАО «Чеченавто» и АО «Чеченцемет» за октябрь 2016 года АО «Чеченэнерго» не осуществляло.

Таким образом, гарантирующий поставщик АО «Чеченэнерго» на 9,7 % превысил допустимый уровень величины изменения СВНЦ в октябре 2016, установленный пунктом 4(4) Правил № 1179 (10 %).

2. В рамках пояснений по делу (письмо от 20.10.2017 № СР-02/17-5429) Ассоциация «НП Совет рынка» указала, что ранее письмом от 15.11.2016  № СР-02/16-4907 в адрес ФАС России была направлена информация о несоответствии, заключающемся в высоком значении величины изменения СВНЦ 1 ЦК, представленной АО «Чеченэнерго» в отношении сентября 2016 года.

Согласно расчету Ассоциации «НП Совет рынка» величина изменения СВНЦ не должна была превышать 131,49 руб/МВтч. В свою очередь АО «Чеченэнерго» была представлена информация о применении величины изменения СВНЦ в размере 378,93 руб/МВтч, что составляет 28,82 % от СВНЦ 1 ЦК и превышает установленный пунктом 4(4) Правил № 1179, размер допустимой 10 % корректировки (на 18,82%) (Таблица 2).

 

Таблица 2

 

Отчетный месяц 09.2016                                        По состоянию на 27.10.2016

 

 

Наименование участника

СВНЦ по 1 ЦК руб/МВтч

 (выставленная АО «Чеченэнерго»)

Величина изменения СВНЦ, руб/МВтч

Размер превышения величины изменения над допустимым уровнем такой величины изменения, руб./МВт∙ч

Превышение величина изменения от СВНЦ 1 ЦК, %

Применяемая гарантирующим поставщиком

Допустимый уровень

АО «Чеченэнерго»

1693,85

378,93

131,49

247,44

28,82

 

ОАО «Чеченавто», в ответ на запрос ФАС России от 03.11.2017  № ВК/76492/17, направило счета – фактуры, подтверждающие превышение допустимого уровня СВНЦ 1 ЦК за сентябрь 2016 года на 28,82 %.

Перерасчет СВНЦ 1 ЦК для ОАО «Чеченавто» за сентябрь 2016 года  АО «Чеченэнерго» не осуществляло (исх. от 17.11.2017 № 741).

Таким образом, гарантирующий поставщик АО «Чеченэнерго» на 18,82 % превысил допустимый уровень величины изменения СВНЦ в сентябре 2016, установленный пунктом 4(4) Правил № 1179 (10 %).  

3. Дополнительно ФАС России письмом от 07.12.2017 № ВК/85708/17 был направлен запрос Ассоциации «НП Совет рынка» о представлении динамики применения (расчета) гарантирующим поставщиком АО «Чеченэнерго» величины изменения СВНЦ на электрическую энергию (мощность) в 2015 и в 2016 гг. (помесячно).

Из представленных Ассоциацией «НП Совет рынка» письмом от 11.12.2017 № СР-02/17-6113 сведений видно, что АО «Чеченэнерго» систематически превышало установленный уровень величины изменения СВНЦ, как в 2015 году (в октябре), так и в 2016 году (в июне, сентябре и октябре) (Таблица 3).

 

Таблица 3

 

Расчетный период

Наименование участника

СВНЦ по 1 ЦК руб/МВтч

 (выставленная АО «Чеченэнерго»)

Величина изменения СВНЦ, руб/МВтч

Размер превышения величины изменения над допустимым уровнем такой величины изменения, руб./МВт∙ч

Превышение величина изменения от СВНЦ 1 ЦК, %

Применяемая гарантирующим поставщиком

Допустимый уровень

10.2015

 

АО «Чеченэнерго»

1069,83

 

203,31

 

106,98

 

96,33

 

19

06.2016

АО «Чеченэнерго»

1113,56

255,14

102,6

152,54

24,9

09.2016

 

АО «Чеченэнерго»

1693,85

 

378,93

 

131,49

 

247,44

 

28,82

09.2016

 

АО «Чеченэнерго»

1533,65

 

252,69

 

128,1

 

124,59

 

19,7

 

В письме от 23.11.2017 № 01/18-923/2315 АО «Чеченэнерго» представило сравнение формул расчета составляющих предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории, установленные Правилами № 1179 и формул, применяемых АО «Чеченэнерго».

При рассмотрении указанных данных Комиссией ФАС России было выявлено, что гарантирующий поставщик АО «Чеченэнерго» осуществлял расчет составляющих предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории в порядке, несоответствующем установленным Правилами № 1179, а именно:

- расчет СВНЦ 1 ЦК за расчетный период, не соответствует формуле 4(1) Правил № 1179;

- при расчете коэффициента оплаты мощности потребителями (покупателями) по первой ценовой категории использовалась формула отличная от предусмотренной пунктом 4(2) Правил № 1179;

- расчет величины изменения СВНЦ не соответствует пункту 4(4) Правил № 1179;

- расчетная (вспомогательная) величина изменения СВНЦ рассчитывалась АО «Чеченэнерго» в порядке, отличном от установленного в пункте 4(5) Правил № 1179;

- расчет СВНЦ 1 ЦК за предыдущий расчетный период не соответствует пункту 4(6) Правил № 1179;

- расчет платы за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, осуществлялся в ином порядке, нежели предусмотренном пунктом 9(1) Правил № 1179.

Таким образом, АО «Чеченэнерго» использовало методику расчета составляющих предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории, отличную от установленной в Правилах № 1179.

Пояснения, представленные АО «Чеченэнерго» письмом от 23.11.2017 № 01/18-923/2315 сводятся к следующему: АО «Чеченэнерго» разработало и применяло методику расчета СВНЦ 1 ЦК на основе методики, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, позволяющей производить расчеты с потребителями один раз в месяц без необходимости выставления корректировочных счетов и (или) счет – фактуры.

В письме от 16.01.2018 № 01/18-1126/47 АО «Чеченэнерго» подтвердило факт превышения допустимого 10 % уровня величины изменения, установленного пунктом 4(4) Правил № 1179.

Методика расчета АО «Чеченэнерго» дополнительно описана в письме от 02.11.2017 № 01/06/2172: «Потребителям АО «Чеченэнерго» ежемесячно предъявлялась только прогнозная цена, которая являлась фактической ценой за предыдущий месяц, рассчитанной исходя из объемов электроэнергии и мощности предыдущего месяца и цен, опубликованных АО «АТС». Далее, после опубликования АО «АТС» цен соответствующего месяца, рассчитывалась фактическая цена исходя из объемов электроэнергии и мощности того же месяца. Производился расчет стоимости полезного отпуска электроэнергии по прочим потребителям по фактической и прогнозной цене, разница между этими стоимостями показывала сумму «недобора» («перебора»). Разделив эту сумму на объем полезного отпуска по прочим потребителям последующего месяца, получалась величина изменения СВНЦ на следующий расчетный период (дельта). Таким способом производилось получение суммы «недобора» (либо возврат «перебора») потребителям АО «Чеченэнерго».

Данная методика расчета СВНЦ 1 ЦК была подробно представлена письмами от 02.11.2017 № 01/06/2172, от 10.11.2017 № 01/18-923/2215, от 23.11.2017 № 01/18-2315 и от 24.11.2017 № 01/18-1017/2321.

В рамках письменных пояснений по делу № 1-10-36/00-21-17 Ассоциация «НП Совет рынка» представлена следующая позиция:

1. Письмо от 03.11.2017 № СР-02/17-5625: «по вопросу правомерности осуществления перерасчета АО «Чеченэнерго» средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), используемой для расчета предельного уровня нерегулируемой цены для первой ценовой категории, сообщаем, что согласно пункту 88 Основных положений, средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность) в отношении потребителей (покупателей), осуществляющих расчеты по первой ценовой категории, определяется за расчетный период с учетом данных, которые относятся к предыдущим расчетным периодам, в следующих случаях:

- изменение объемов покупки либо ценовой категории потребителя (покупателя) гарантирующего поставщика на основании решения суда;

- изменение объемов покупки электрической энергии (мощности) гарантирующего поставщика у производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке на основании решения суда;

- выявление факта безучетного потребления, подтвержденного актом о неучтенном потреблении электрической энергии, составленным в порядке, предусмотренном разделом X Основных положений; изменение составляющих предельных уровней нерегулируемых цен и иных параметров расчета, указанных в пунктах 183 и 184 Правил №1172, в соответствии с порядком, установленным договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в случае если эти изменения не были учтены при определении составляющих предельных уровней нерегулируемых цен и иных параметров расчета, указанных в пунктах 183 и 184 Правил № 1172, за расчетный период.

Учет данных, которые относятся к предыдущим расчетным периодам, при расчете средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) в отношении потребителей (покупателей), осуществляющих расчеты по первой ценовой категории, по иным причинам, отличных от вышеизложенных, не предусмотрен действующим законодательством».

2. Письмо от 24.11.2017 № СР-02/17-5892: относительно возможности применения расчета средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) и их составляющих, отличного от установленного в Правилах № 1179 Ассоциация «НП Совет рынка» указала на «отсутствие каких – либо иных актов Правительства Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти, позволяющих гарантирующим поставщикам осуществлять расчет СВНЦ на электрическую энергию (мощность) и их составляющих, используемых для расчета предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории, способом, отличным от установленного Основными положениями и Правилами № 1179».

Рассмотрев представленные доводы, исследовав все обстоятельства дела, Комиссия ФАС России приходит к следующим выводам.

Частью 2 статьи 25 Закона об электроэнергетики установлено, что на розничных рынках действует система регулярного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в том числе манипулирования ценами на розничных рынках, в том числе с использованием своего доминирующего положения.

В соответствии со статьей 3 Закон об электроэнергетики манипулирование ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) - совершение экономически или технологически не обоснованных действий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на розничном рынке, которые приводят к существенному изменению нерегулируемых цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность.

Согласно пункту 24 Порядка определения критериев существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2013 № 1164, на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, изменение нерегулируемой цены (ставки нерегулируемой цены) на электрическую энергию (мощность), выставляемую гарантирующим поставщиком потребителям (покупателям), не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей, по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) является существенным, в случае если указанная цена (ставка нерегулируемой цены) превышает значение предельного уровня нерегулируемой цены (соответствующей ставки предельного уровня нерегулируемой цены), определяемого в соответствии с Основными положениями, с учетом предусмотренной в них дифференциацией нерегулируемых цен и их предельных уровней.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции к признакам ограничения конкуренции относятся рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке.

В соответствии со статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Рассмотрев анализ состояния конкуренции на розничном рынке электроэнергии (мощности) в географических границах Чеченской Республики в 2016 году, представленный Управлением Федеральной антимонопольной службы по Чеченской Республике письмом от 31.03.2017 № 955, Комиссия ФАС России приходит к выводу, что АО «Чеченэнерго» занимает доминирующее положение на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Чеченской Республики с долей 98,71 %.

АО «Чеченэнерго» осуществляло расчет составляющих предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории не в соответствии с действующим законодательством, а также систематически применяло размер величины изменения корректировки средневзвешенной нерегулируемой цены, превышающий допустимое значение, установленное Правилами № 1179.

Действия АО «Чеченэнерго» привели к увеличению нерегулируемой цены (ставки нерегулируемой цены) на электрическую энергию (мощность), выставляемую гарантирующим поставщиком потребителям (покупателям), не относящимся к населению и приравненным к нему категориям потребителей в 2015 году (в октябре) и в 2016 году (в июне, сентябре и октябре).

В результате действий АО «Чеченэнерго» потребители оплачивали электроэнергию (мощность) по завышенной нерегулируемой цене (ставки нерегулируемой цены), превышающей значение предельного уровня нерегулируемой цены.

Доводы АО «Чеченэнерго» о применении методики расчета предельных уровней нерегулируемой цены отличной от установленной Правилами № 1179 Комиссией ФАС России не принимаются, в связи с тем, что действующим законодательством не предусмотрено иного порядка формирования цены.

Таким образом, действия гарантирующего поставщика АО «Чеченэнерго», занимающего доминирующее положение, является манипулированием ценами на розничном рынке электроэнергии (мощности), выразившиеся в продаже потребителям первой ценовой категории электрической энергии (мощности) по цене (ставки нерегулируемой цены), превышающей значение предельного уровня нерегулируемой цены, что свидетельствует о существенном изменении нерегулируемой цены (ставки нерегулируемой цены) на электрическую энергию (мощность), в результате чего привело к ущемлению интересов потребителей электрической энергии (мощности) и ограничению конкуренции.

Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России, установив факты и обстоятельства дела № 1-10-36/00-21-17, приходит к выводу о необходимости квалифицировать действия АО «Чеченэнерго», выразившиеся в манипулировании ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) и повлекшие ограничение конкуренции, по пункту 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях АО «Чеченэнерго» нарушение пункта 11 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в манипулировании ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности);

2. Выдать предписание о прекращении действий, направленных на ограничение конкуренции и недопущения манипулирования ценами на розничном рынке электроэнергии (мощности).

Решение может быть обжаловано в течение трёх месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьёй 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Связанные организации

Ассоциация "НП Совет Рынка" (г. Москва)
ИНН 7705429930, ОГРН 1027739482616
АО "Чеченэнерго"
ИНН 2016081143, ОГРН 1082031002503