Решение №АГ/7287/18 Решение по Симферополю от 31 января 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-85/00-11-17

о нарушении антимонопольного законодательства

 

г. Москва

Резолютивная часть решения оглашена 19 января 2018 г.

В полном объеме решение изготовлено 31 января 2018 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела № 1-00-85/00-11-17 о нарушении антимонопольного законодательства (далее — Комиссия) в составе:<...>

рассмотрев дело № 1-00-85/00-11-17 по признакам нарушения Администрацией города Симферополя Республики Крым (ИНН: 9102048470; ОГРН: 1149102098749; место нахождения: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького, д. 15) пункта 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), выразившимся в издании Администрацией города Симферополя Республики Крым Постановления № 100 от 31.01.2017 «Об утверждении порядка функционирования информационно-образовательной системы «Электронная школа» в 2017 году», устанавливающего для общеобразовательных учреждений города Симферополя обязательные требования по использованию в работе информационно-образовательной системы «Электронная школа» и тем самым ограничивающего для данных общеобразовательных учреждений выбор хозяйствующих субъектов, предоставляющих системы электронного учёта успеваемости,

 

в присутствии на заседании представителя:

 

ООО «Веб-Мост» - <...> (решение от 26.05.2015 № 3/2015),

 

 

УСТАНОВИЛА:

 

      • Основанием для возбуждения дела № 1-00-85/00-11-17 явились заявления ООО «Веб-Мост» (далее - Заявитель), указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны главы администрации города Симферополя <...> при внедрении на территории города Симферополя информационно-образовательной системы «Электронная школа» (далее - ИОС «Электронная школа»), в ходе которого ограничивался доступ хозяйствующих субъектов на рынок систем электронного учёта успеваемости в городе Симферополе (вх. ФАС России от 07.03.2017 № 33094/17, вх. ФАС России от 17.04.2017 № 56760/17) (далее также Заявления).

Из документов, изученных ФАС России, установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 29 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ) производится поэтапный переход на предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме соответственно федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ государственных и муниципальных услуг.

Частью 3 статьи 89 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) установлено, что в муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления.

Пунктом 60 раздела III Перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.04.2011 № 729-р, к услугам, оказываемым муниципальными учреждениями и другими организациями в том числе относится предоставление информации о текущей успеваемости учащегося в муниципальном образовательном учреждении, ведение дневника и журнала успеваемости.

В соответствии с пунктом 8 раздела I Сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями и организациями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями и организациями, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р, предоставление информации о текущей успеваемости обучающегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости относится к услугам в сфере образования и науки, а именно государственным и муниципальным услугам, предоставляемым органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Частью 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - ФКЗ № 6 от 21.03.2014) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Федеральным конституционным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 19 ФКЗ № 6 от 21.03.2014 местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

В соответствии с пунктом 16 статьи 9 Устава муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым к вопросам местного значения городского округа относятся:

- организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами),

- организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации),

- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с пунктом 1.6. раздела 1 Регламента Администрации города Симферополя Республики Крым (приложение к постановлению администрации города Симферополя Республики Крым от 10.12.2014 №2) Администрация по вопросам, отнесенным к ее компетенции федеральными законами, законами Республики Крым, Уставом городского округа принимает правовые акты, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории городского округа, акты по вопросам организации деятельности Администрации и по иным вопросам, отнесенным к ее компетенции, обеспечивает их выполнение.

Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым № 100 от 31.01.2017 «Об утверждении Порядка функционирования информационно-образовательной системы «Электронная школа» в 2017 году» за подписью главы администрации города Симферополя <...> (далее - Постановление № 100) был утвержден порядок функционирования ИОС «Электронная школа» в 2017 году.

В соответствии с пунктом 2 Постановления № 100 утвержден список общеобразовательных учреждений, работающих с ИОС «Электронная школа» в 2017 году.

Согласно приложению 2 к Постановлению № 100 приведен список общеобразовательных учреждений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Приложение 2), подлежащих включению в ИОС «Электронная школа» и обслуживанию в 2017 году. В соответствии с указанным списком в период с 01.02.2017 по 01.08.2017 подлежит включению в ИОС «Электронная школа» и обслуживанию в 2017 году 20 общеобразовательных учреждений города Симферополя.

В приложении 3 к Постановлению № 100 приведен список общеобразовательных учреждений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым (далее - Приложение 3), включенных в ИОС «Электронная школа» в 2016 году и подлежащих обслуживанию в 2017 году. В соответствии с указанным списком по состоянию на 01.02.2017 в ИОС «Электронная школа» включено и подлежит обслуживанию в 2017 году 10 общеобразовательных учреждений города Симферополя.

Из пункта 3 Порядка функционирования ИОС «Электронная школа», приведенного в приложении 1 к Постановлению № 100 следует, что ИОС «Электронная школа» является инструментарием для мониторинга и отражения результатов освоения учащимися образовательной программы, посещаемости школы, также позволяющим вести электронное расписание уроков, создавать и поддерживать ленты школьных новостей, обеспечивать удаленное общение между учителями, учащимися и их родителями (законными представителями) с использованием сети Интернет и средств мобильной связи.

В соответствии с подпунктами 4.1.-4.4. Порядка функционирования ИОС «Электронная школа», приведенного в приложении 1 к Постановлению № 100 ИОС «Электронная школа» обеспечивает создание и работу следующих функционалов:

  • расписание уроков и внеурочной деятельности, которое представлено в виде интерактивного расписания с указанием дней недели, расписания звонков, проведения замен уроков (в случае отсутствия учителя), отмены уроков и пр.);

  • электронный классный журнал - копия классного журнала бумажного вида. Электронный классный журнал имеет учебные страницы, на которых указаны даты проведения урока (курса, кружка, секции и пр.), его тема. Учащимся выставляются оценки по предметам, ведется учет посещаемости учебных занятий;

  • электронный дневник - электронная версия дневника школьника. Электронный дневник имеет расписание уроков на неделю, разделы для записи домашнего задания по каждому предмету, оценки и комментарии к ним для родителей (законных представителей);

  • документооборот, предусматривающий формирование необходимых отчётов о ходе и результатах учебного процесса, кадровой политики и основной деятельности, формирования, печати и ведения учёта выдачи аттестатов об образовании, табелей успеваемости учащихся.

В пункте 5 Порядка функционирования ИОС «Электронная школа», приведенного в приложении 1 к Постановлению № 100 указано, что частичное подключение общеобразовательных учреждений (Приложение 2) и обслуживание в ИОС «Электронная школа» общеобразовательных учреждений (Приложения 2,3) осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым в пределах имеющегося финансового ресурса.

Согласно пункту 7 Порядка функционирования ИОС «Электронная школа», приведенного в приложении 1 к Постановлению № 100, руководитель общеобразовательного учреждения заключает договор с оператором «ИОС – Электронная школа».

По информации, представленной администрацией города Симферополя (вх. ФАС России от 25.04.2017 № 62352/17), согласно соглашению, заключенному между администрацией города Симферополя и Благотворительным фондом «Содействия развитию патриотизма в обществе» о взаимодействии в реализации в период с 01 февраля 2016 года по 01 февраля 2017 года целевой благотворительной программы «Электронная школа», в пилотном режиме реализовывался проект ИОС «Электронная школа» на базе 10 общеобразовательных учреждений города Симферополя. В письме администрации города Симферополя также было указано, что правообладателем ИОС «Электронная школа» является ООО «Информационно-образовательная система-Электронная школа» (Юридический адрес: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького, 6; ОГРН: 1169102080179; ИНН: 9102215925).

В Заявлениях было указано, что муниципальным общеобразовательным учреждениям города Симферополя предлагалось заключить с ООО «Информационно-образовательная система-Электронная школа» (далее - ООО «ИОС - Электронная школа») договор на предоставление (аренду) виртуального сервера для программного продукта «Электронная школа», договор на техническое сопровождение программного продукта «Электронная школа» и сублицензионный договор на использование программного продукта «Электронная школа».

Соответствующие материалы, представленные Крымским УФАС России письмом от 30.03.2017 № 07/2442 (вх. ФАС России от 17.04.2017 № 56760/17), находятся в материалах дела. Также по информации представленной администрацией города Симферополя, руководителями 16 общеобразовательных учреждений заключены договоры на использование ИОС «Электронная школа» (вх. ФАС России от 25.04.2017 № 62352/17).

Таким образом, во исполнение Постановления № 100 муниципальные общеобразовательные учреждения города Симферополя заключили или должны были заключать договоры с ООО «ИОС - Электронная школа» на использование ИОС «Электронная школа».

Согласно сведениям о государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, размещенными на сайте ФНС России, Заявитель осуществляет следующий основной вид деятельности по ОКВЭД: 61.10.4 деятельность в области документальной электросвязи.

Заявитель представил информацию о том, что на момент издания Постановления № 100 (31.01.2017) разработанная им информационная система «Электронный журнал ЭлЖур» (далее - АИС «ЭлЖур») использовалась более чем в сорока пяти образовательных учреждениях Республики Крым, в том числе в МБОУ «Симферопольская академическая гимназия» (город Симферополь) (вх. ФАС России от 07.03.2017 № 33094/17).

В целях рассмотрения Заявлений и на основании пункта 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 339, ФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на товарном рынке систем электронного учёта успеваемости.

По результатам указанного анализа было установлено, что действия ответственных органов и должностных лиц города Симферополя, утверждающие порядок функционирования ИОС «Электронная школа», могли привести к невозможности использования других систем электронного учёта успеваемости организациями образования на территории города Симферополя, а также к необоснованному ограничению конкуренции на рынке систем электронного учёта успеваемости и необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами на указанном товарном рынке.

Действия Администрации города Симферополя Республики Крым, заключающиеся в издании Постановления № 100, утверждающего порядок функционирования ИОС «Электронная школа» в общеобразовательных учреждениях муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым из списков, приведенных в Приложении 2 и Приложении 3, могли стать барьером для входа на рынок систем электронного учёта успеваемости и, соответственно, могли привести к недопущению, ограничению и устранению конкуренции.

Вышеописанные действия также могли привести к невозможности использования организациями образования на территории города Симферополя иных систем электронного учёта успеваемости, а также к ограничению конкуренции на рынке систем электронного учёта успеваемости и необоснованному препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами на указанном товарном рынке.

Согласно пункту 17 статьи 2 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

Таким образом, в действиях Администрации города Симферополя Республики Крым содержались признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в издании Администрацией города Симферополя Республики Крым Постановления № 100 от 31.01.2017 «Об утверждении порядка функционирования информационно-образовательной системы «Электронная школа» в 2017 году», устанавливающего для общеобразовательных учреждений города Симферополя обязательные требования по использованию в работе информационно-образовательной системы «Электронная школа» и тем самым ограничивающего для данных общеобразовательных учреждений выбор хозяйствующих субъектов, предоставляющих системы электронного учёта успеваемости.

Согласно частям 1 и 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, участвующему в предоставлении муниципальных услуг предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в случае выявления признаков нарушения в том числе статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях Администрации города Симферополя Республики Крым признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, ФАС России на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдала Администрации города Симферополя Республики Крым предупреждение от 14.06.2017 № ИА/39862/17 (далее также предупреждение ФАС России) о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частями 5, 6 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении; антимонопольный орган должен быть уведомлен о выполнении предупреждения в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

Согласно предупреждению ФАС России Администрации города Симферополя Республики Крым надлежало в срок до 30.06.2017 отменить Постановление № 100 и реализовать меры по нормативному правовому и методическому обеспечению самостоятельного выбора общеобразовательными учреждениями систем электронного учёта успеваемости на территории города Симферополя Республики Крым.

Во исполнение указанного предупреждения Администрацией города Симферополя Республики Крым письмом от 5 июля 2017 № 12742/24/01-13 в адрес ФАС России было направлено Постановление Администрации города Симферополя Республики Крым от 30 июня 2017 № 2070 о внесении изменений в Постановление № 100 (вх. ФАС России от 20.07.2017 № 110686/17).

Согласно приложенному к письму от 5 июля 2017 № 12742/24/01-13 Постановлению Администрации города Симферополь Республики Крым от 30 июня 2017 № 2070 в Постановление № 100 вносились изменения:

      • включающие новую редакцию приложения 1 к Постановлению № 100 (введен новый термин «единая городская информационно-образовательная система «Электронная школа»);

      • исключающие приложение 2 к Постановлению № 100 (утверждало список общеобразовательных учреждений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, подлежащих включению в ИОС «Электронная школа» и обслуживанию в 2017 году) и приложение 3 к Постановлению № 100 (утверждало список общеобразовательных учреждений муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, включенных в ИОС «Электронная школа» в 2016 году и подлежащих обслуживанию в 2017 году).

Однако, необходимо отметить, что направленное Администрацией города Симферополя Республики Крым во исполнение предупреждения ФАС России письмо не содержало информацию об отмене Постановления № 100 и о нормативном правовом и методическом обеспечении самостоятельного выбора общеобразовательными учреждениями систем электронного учёта успеваемости на территории города Симферополя Республики Крым.

Таким образом, Администрация города Симферополя Республики Крым не исполнила предупреждение ФАС России и не прекратила действия, которые содержали признаки нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

      • Приказом ФАС России от 31.07.2017 № 1006/17 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» в отношении Администрации города Симферополя Республики Крым (место нахождения: 295000, г. Симферополь, ул. Горького, д. 15) возбуждено дело № 1-00-85/00-11-17 по признакам нарушения пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившимся в издании Администрацией города Симферополя Республики Крым (место нахождения: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького, д. 15) Постановления № 100 от 31.01.2017 «Об утверждении порядка функционирования информационно-образовательной системы «Электронная школа» в 2017 году», устанавливающего для общеобразовательных учреждений города Симферополя обязательные требования по использованию в работе информационно-образовательной системы «Электронная школа» и тем самым ограничивающего для данных общеобразовательных учреждений выбор хозяйствующих субъектов, предоставляющих системы электронного учёта успеваемости.

Согласно письменным пояснениям Администрации города Симферополя Республики Крым (вх. ФАС России от 13.09.2017 № 139911-ЭП/17), общеобразовательные организации города Симферополя не ограничены в выборе информационных систем ведения журналов успеваемости обучающихся и в использовании их расширенных функциональных возможностей.

Вместе с тем, согласно письму Администрации города Симферополя Республики Крым (вх. ФАС России от 13.09.2017 № 139911-ЭП/17), на 11.09.2017 Информационно-образовательная система «Электронная школа» (юридический адрес ООО «ИОС Электронная школа»: 295006, Республика Крым, город Симферополь, улица Горького, дом 6, ИНН: 9102215925, КПП: 910201001) используется в 22 общеобразовательных учреждениях муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым и только в 1 общеобразовательном учреждении города - МБОУ «Симферопольская академическая гимназия» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым используется АИС «ЭлЖур» (юридический адрес ООО «Веб-Мост»: 125480, г. Москва, ул. Вилиса Лациса, д. 31, корп. 2, оф.175, ИНН: 7733544815, КПП: 773301001), остальные 27 общеобразовательных учреждений города Симферополя не подключены к каким-либо информационным системам.

По представленной Администрацией города Симферополя информации (вх. ФАС России от 20.10.2017 № 159942-ЭП/17) размещение закупок малого объема входят в полномочия образовательных организаций на основании пунктов 4 и 5 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

По представленной Заявителем (вх. ФАС России от 07.03.2017 № 33094/17) и Администрацией города Симферополя Республики Крым (вх. ФАС России от 17.04.2017 № 56760/17) информации между ООО «ИОС Электронная школа» и образовательными учреждениями города Симферополя заключены следующие договоры:

- на предоставление (аренду) виртуального сервера для программного продукта «Электронная школа»: договор № 2017/82 (№ 4) - ВС от 14.02.2017, договор № 2017/82/10-ВС от 31 января 2017 года, № 2017/82/40-ВС от 27.02.2017, № 2017/82/СЭЛ-ВС от 13 февраля 2017 года, № 2017/82/28-ВС от 01 февраля 2017 года, № 2017/82/30-ВС от 22 февраля 2017 года, « 2017/82/11-ВС от 10 февраля 2017 года, № 2017/82/41-ВС от 07.02.2017 года, № 2017/82/(№ 4) - ВС от 01 февраля 2017 года, № 2017/82/8(МБОУ «ОКЛ») - ВС от 01 февраля 2017 года, № 2017/82/(№ 7) - ВС от 14.02.2017, № 2017/82/31-ВС от 09 января 2017 года, № 2017/82/3-ВС от 01.02.2017, № 2017/82/17-ВС от 01 февраля 2017, № 2017/82/38-ВС от 01.02.2017, № 2017/82/(№ 26) - ВС от 10.02.2017

В соответствии с указанными договорами предметом договора является оказание ООО «ИОС Электронная школа» для Заказчика (образовательного учреждения города Симферополя) услуги предоставления в аренду виртуального сервера для программного продукта «Виртуальная школа».

- на техническое сопровождение программного продукта «Электронная школа»: договор № 2017/82/14-ТС от 14.02.2017, № 2017/82/10-ТС от 31 января 2017 года, № 2017/82/40-ТС от 27.02.2017, № 2017/82/СТЛ-ТС от 13 февраля 2017 года, № 2017/82/28-ТС от 01 февраля 2017 года, № 2017/82/30-ТС от 22 февраля 2017 года, № 2017/82/11-ТС от 10 февраля 2017 года, № 39 от 07 февраля 2017 года, № 2017/82/4-ТС от 01 февраля 2017 года, № 9 от 01 февраля 2017 года, № 2017/82/7-ТС от 14.02.2017, № 2017/82/31-ТС от 09 января 2017 года, № 2017/82/3-ВС от 01.02.2017, № 2017/82/17-ТС от 01 февраля 2017 года, № 2017/82/38-ТС от 01.02.2017, № 2017/82/26-ТС от 10.02.2017.

В данных договорах указано, что предметом договора является передача ООО «ИОС Электронная школа» образовательному учреждению города Симферополя, заключившему договор, программного продукта «Электронная школа» с обязанностью оплаты услуг ООО «ИОС Электронная школа» по техническому и консультационному сопровождению программного продукта, хранению электронного архива в рамках программы «Электронная школа».

- сублицензионные договоры на использование программного продукта «Электронная школа» (неисключительная лицензия): № 2017/82/14-ПП от 14.02.2017, № 1/17-ЭШ 2017/82/10-ПП от 09 января 2017 года, № 2017/82/40-ПП от 27.02.2017, № 2017/82/СЭЛ-ПП от 13 февраля 2017 года, № 2017/82/28-ПП от 01 февраля 2017 года, №2017/82/30-ПП от 22 февраля 2017 года, № 2017/82/11-ПП от 10 февраля 2017 года, № 40 от 07 февраля 2017 года, № 2017/82/4-ПП от 01 февраля 2017 года, № 10 от 01 февраля 2017 года, № 2017/82/7-ПП от 14.02.2017, № 2017/82/31-ПП от 09 января 2017 года.

В соответствии с указанными договорами предметом договора является предоставление ООО «ИОС Электронная школа» образовательному учреждению города Симферополя, заключившему договор, неисключительных пользовательских прав (простой неисключительной лицензии) на использование программного продукта «Электронная школа», образовательное учреждение города Симферополя, в свою очередь, уплачивает ООО «ИОС Электронная школа» вознаграждение в определенном договором объеме.

ФАС России определением об отложении рассмотрения дела
№ 1-00-85/00-11-17 (исх. от 27.09.2017 № АГ/67379/17) у Администрации города Симферополя Республики Крым были запрошены в том числе:

  • информация и документы, подтверждающие выполнение администрацией города Симферополя Республики Крым предупреждения ФАС России в части нормативного правового и методического обеспечения самостоятельного выбора общеобразовательными учреждениями систем электронного учета успеваемости на территории города Симферополя Республики Крым;

  • письменные пояснения о том, информировала ли Администрация города Симферополя Республики Крым общеобразовательные учреждения на территории города Симферополя Республики Крым об отмене Постановления № 100.

В ответ на указанное определение Администрация города Симферополя представила в адрес ФАС России (вх. ФАС России от 20.10.2017 № 159942-ЭП/17) постановление № 3059 от 05.09.2017 «Об отмене постановления Администрации города Симферополя Республики Крым от 31.01.2017 № 100 «Об утверждении Порядка функционирования информационно-образовательной системы «Электронная школа» в 2017 году» (с изменениями)» (далее - Постановление № 3059), а также указала, что 14.09.2017 муниципальным казенным учреждением Управлением образования Администрации города Симферополя Республики Крым была обеспечена рассылка документов во все общеобразовательные учреждения города Симферополя, Постановление № 3059 обнародовано на официальных сайтах Администрации города Симферополя Республики Крым и Управления образования города Симферополя в установленном порядке (http://simadm.ru/media/acts/2017/09/07/_3059_%D0%BE%D1%82_05.09.pdf).

Исходя из вышеуказанной информации и материалов, предоставленных администрацией города Симферополя, Администрация города Симферополя отменила Постановление № 100.

ФАС России определением об отложении рассмотрения дела
№ 1-00-85/00-11-17 (исх. от 31.10.2017 № АГ/77127/17) у Администрации города Симферополя Республики Крым и Заявителя запросила в том числе:

  • информацию об общеобразовательных учреждениях на территории города Симферополя, заключивших договоры с ООО «ИОС - Электронная школа»;

  • информацию об общем количестве общеобразовательных учреждений на территории города Симферополя, подключенных к АИС «ЭлЖур» и заключивших соответствующий с Заявителем.

В ответ на указанное определение Администрация города Симферополя Республики Крым предоставила информацию (вх. ФАС России от 07.10.2017 № 188211/17) о том, что из 50 муниципальных бюджетных общеобразовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым 23 общеобразовательных учреждений заключили договоры с ООО «ИОС - Электронная школа».

Заявитель в ответ на указанное определение предоставил информацию (вх. ФАС России от 01.12.2017 № 184148) о том, что по состоянию на 26 октября 2017 года в городе Симферополь к АИС «ЭлЖур» 16 образовательных организаций, из них 7 образовательных организаций не имеют заключенных с Заявителем договоров и не используют АИС «ЭлЖур».

Таким образом, Комиссией было установлено, что действия Администрации города Симферополя Республики Крым по изданию Постановления № 100, а также последующая его рассылка в адреса образовательных учреждений города Симферополя привели к тому, что большая часть образовательных учреждений города Симферополя были подключены к ИОС «Электронная школа» и тем самым для ООО «ИОС Электронная школа» на территории города Симферополя были созданы необоснованные конкурентные преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими или которые могли бы оказывать услуги по предоставлению систем электронного учета успеваемости образовательным учреждениям.

На основании изложенного, действия Администрации города Симферополя Республики Крым по изданию Постановления № 100 могли привести к ограничению для общеобразовательных учреждений города Симферополя выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих системы электронного учета успеваемости, а также к необоснованному ограничению конкуренции на рынке систем электронного учёта успеваемости и препятствованию осуществления деятельности хозяйствующими субъектами на указанном товарном рынке.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

18.12.2017 Комиссия в соответствии со статьей 48.1 Закона о защите конкуренции приняла заключение об обстоятельствах дела № 1-00-85/00-11-17, копия которого письмом ФАС России от 19.12.2017 № АГ/89320/17 направлена лицам, участвующим в деле.

В соответствии с пунктом 3 части 1.1, частью 5 статьи 47, частью 3 статьи 48.1 Комиссией 18.12.2017 вынесено определение об отложении рассмотрения дела № 1-00-85/00-11-17.

Согласно части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции лица, участвующие в деле, вправе представить Комиссии пояснения, доказательства
и привести доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании Комиссии.

Администрация города Симферополя Республики Крым письмом от 18.01.2018 № 27783/24/01-13 (вх. ФАС России от 19.01.2018 № 7935-ЭП/18) направила в адрес ФАС России письменные пояснения на заключение об обстоятельствах дела № 1-00-85/00-11-17 о нарушении антимонопольного законодательства, в которых указала, что в Постановлении № 100 отсутствуют положения, устанавливающие обязанность муниципальных общеобразовательных учреждений города Симферополя заключить договора (контракты) непосредственно с ООО «ИОС «Электронная школа»», так как не содержит положения, определяющего оператора электронной школы как ООО «ИОС «Электронная школа»»

Кроме того, Администрацией города Симферополя Республики Крым указано (вх. ФАС России от 19.01.2018 № 7935-ЭП/18), что оператором ИОС «Электронная школа» могло выступить любое лицо, имеющее программно-информационный комплекс, отвечающий требованиям, утвержденным Постановлением № 100, в том числе с любым наименованием программного обеспечения.

Изучив указанные доводы Администрации города Симферополя Республики Крым, Комиссия считает их не обоснованными и не соответствующими фактическим обстоятельствам дела № 1-00-85/00-11-17.

Так, согласно материалам дела № 1-00-85/00-11-17, общеобразовательные учреждения города Симферополя Республики Крым, поименованные в приложениях 2 и 3 к Постановлению № 100 заключили возмездные договоры именно с ООО «ИОС «Электронная школа»», а не с любыми другими хозяйствующими субъектами.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что издание Администрацией города Симферополя Республики Крым Постановления № 100, а также последующая его рассылка в адреса образовательных учреждений города Симферополя, привели к ограничению для общеобразовательных учреждений города Симферополя выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих системы электронного учета успеваемости, а также создало для ООО «ИОС «Электронная школа»» необоснованные конкурентные преимущества по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, оказывающими или которые могли бы оказывать услуги по предоставлению систем электронного учета успеваемости образовательным учреждениям.

В связи с изложенным, учитывая совокупность имеющихся доказательств, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Администрации города Симферополя Республики Крым по изданию Постановления № 100, устанавливающего для общеобразовательных учреждений города Симферополя обязательные требования по использованию в работе информационно-образовательной системы «Электронная школа» и тем самым ограничивающего для данных общеобразовательных учреждений выбор хозяйствующих субъектов, предоставляющих системы электронного учёта успеваемости, привели к нарушению пункта 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что Постановление № 100 отменено и информация об отмене данного постановления доведена до общеобразовательных учреждений города Симферополя.

Таким образом, оснований для выдачи Комиссией предписания не имеется.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

      • Признать Администрацию города Симферополя Республики Крым (ИНН: 9102048470; место нахождения: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького, д. 15) нарушившей пункт 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем издания Администрацией города Симферополя Республики Крым Постановления № 100 от 31.01.2017 «Об утверждении порядка функционирования информационно-образовательной системы «Электронная школа» в 2017 году», устанавливающего для общеобразовательных учреждений города Симферополя обязательные требования по использованию в работе информационно-образовательной системы «Электронная школа» и тем самым ограничивающего для данных общеобразовательных учреждений выбор хозяйствующих субъектов, предоставляющих системы электронного учёта успеваемости.

      • По результатам рассмотрения дела № 1-00-85/00-11-17 о нарушении антимонопольного законодательства предписания не выдавать в связи с устранением Администрацией города Симферополя Республики Крым (ИНН: 9102048470; место нахождения: 295000, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Горького, д. 15) нарушения антимонопольного законодательства.

 

 

2018-9229(1)

 

 

2018-9229(1)

 

Связанные организации

Администрация города Симферополя Республики Крым
ИНН 9102048470, ОГРН 1149102098749
ООО "Веб-Мост"
ИНН 7733755823, ОГРН 1117746010007