Определение №02/40144/17 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 1-10-76/00-02-17 О НАРУШЕНИИ... от 15 июня 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О НАЗНАЧЕНИИ ДЕЛА № 1-10-76/00-02-17 О НАРУШЕНИИ

АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

К РАССМОТРЕНИЮ

 

«15» июня 2017 г.                                                                             г. Москва

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства установил:

В ФАС России поступила жалоба ООО «НефтеГазИндустрия» (место нахождения: 350015, Российская Федерация, Краснодарский край, ул. Кузнечная, д. 4, 11 этаж, помещения № 191, 192, 196-201, 204-206, 208, 210) от 26.05.2017 № 773/НТИ о злоупотреблении ПАО «Транснефть» доминирующим положением, выразившемся в необоснованном сокращении объемов транспортировки нефти на ООО «Афипский НПЗ» (далее — Жалоба).

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) ФАС России, в том числе, обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения, а также предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами.

ООО «НефтеГазИндустрия» приобретает нефть у ОАО «Сургутнефтегаз» по договору поставки нефти от 16.02.2016 № 171, а также у ПАО «НК «Роснефть» по договору поставки от 24.06.2016 № 100016/05346Д.

В соответствии с вышеуказанными договорами транспортировка нефти осуществляется трубопроводным транспортом по системе магистральных нефтепроводов ПАО «Транснефть». В соответствии с информацией, указанной в Жалобе, грузополучателем нефти является ООО «Афипский НПЗ».

Между ПАО «Транснефть» и ООО «Афипский НПЗ» согласован график поставки нефти на ООО «Афипский НПЗ» в 2017 году, направленный письмом ПАО «Транснефть» от 22.08.2016 № АК-11-01-10/45684 в адрес ООО «Афипский НПЗ». В соответствии с указанным графиком планируемый объем поставки нефти в мае 2017 должен был составить 535 тыс. тонн, в июне — 520 тыс. тонн. Важно отметить, что планируемый объем поставки нефти был определен ПАО «Транснефть» с учетом проведения планово-предупредительных и ремонтных работ на объектах системы магистральных нефтепроводов.

Вместе с тем, в соответствии с письмами ПАО «Транснефть» от 25.04.2017 № АК-13.1-01-08/23221 и от 26.05.2017 №  АК-13.1-01-08/28876, направленными в ответ на обращения ООО «Афипский НПЗ», ПАО «Транснефть» подтвердила поставку нефти в мае 2017 года в количестве 390 тыс. тонн, в июне 2017 года — 390 тыс. тонн.

Следует отметить, что сокращение объемов поставки нефти в адрес ООО «Афипский НПЗ» ничем не мотивировано.

Согласно информации, представленной в Жалобе, ПАО «Транснефть» не производило сокращение объемов поставки нефти в адрес иных потребителей. Так, согласно изданию информационно-аналитического агентства «Argus Рынок нефти России» (выпуск XII, № 80 от 04.05.2017) «Ежедневный обзор внутреннего рынка нефти» объем поставки нефти ПАО «ЛУКОЙЛ» на завод ООО «Славянск Эко» увеличился на 12 тыс. тонн - до 124 тыс. тонн, а объем поставки нефти ПАО НК «РуссНефть» в адрес ООО «Славянск Эко» вырос на 11 тыс. тонн - до 50 тыс. тонн.

Таким образом, объем поставок нефти в адрес ООО «Славянск Эко» увеличился, а в адрес ООО «Афипский НПЗ» снизился, несмотря на то, что оба завода получают нефть через один магистральный нефтепровод.

ПАО «Транснефть» оказывает услуги в области транспортировки нефти и нефтепродуктов по системе магистральных трубопроводов в Российской Федерации и за ее пределами. ПАО «Транснефть» внесено в раздел III реестра субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе под номером 77.3.1.

Отношения по транспортировке нефти урегулированы Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2011 № 218 «Об обеспечении недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Указанным постановлением утверждены «Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий по транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральным трубопроводам в Российской Федерации (далее — ПНД).

В соответствии с пунктом 19 ПНД, оператор вправе сократить, приостановить или увеличить срок оказания услуг по транспортировке нефти (нефтепродуктов) при возникновении обстоятельств непреодолимой силы, введении запретительных мер уполномоченными государственными органами в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и ведении ремонтно-восстановительных работ магистральных трубопроводов, препятствующих транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу.

При этом сокращение, приостановление или увеличение срока транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу осуществляется оператором в отношении всех потребителей, на которых оказали влияние указанные обстоятельства, пропорционально количеству нефти (нефтепродуктов), транспортируемой по участку магистрального трубопровода, на котором возникли обстоятельства непреодолимой силы, в отношении которого введены запретительные меры уполномоченными государственными органами в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на котором ведутся ремонтно-восстановительные работы магистральных трубопроводов, препятствующие транспортировке нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу, если для транспортировки нефти (нефтепродуктов) по магистральному трубопроводу не могут быть использованы иные маршруты с согласия потребителей.

В связи с изложенным, сокращение ПАО «Транснефть» объемов поставки нефти является необоснованным и содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства в части:

- экономически или технологически не обоснованного сокращения производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

  • создания дискриминационных условий.

Таким образом, ФАС России усматривает в вышеуказанных действиях ПАО «Транснефть» признаки нарушения пунктов 4 и 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

Таким образом, действия ПАО «Транснефть» приводят к ограничению конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов в результате необоснованного сокращения объемов транспортировки нефти на ООО «Афипский НПЗ».

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 14.06.2017 № 786/17 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения в действиях Публичного акционерного общества «Транснефть» (место нахождения: Российская Федерация, г. Москва) части 1 статьи 10, руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, о п р е д е л и л:

1. Назначить дело № 1-10-76/00-02-17 к рассмотрению на 29.06.2017 в 10:00 по адресу: 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 11, переговорная № 127-129.

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика:

- Публичное акционерное общество «Транснефть» (место нахождения: Российская Федерация, г. Москва);

заявителя:

- Общество с ограниченной ответственностью «НефтеГазИндустрия» (место нахождения: 350015, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Кузнечная, д. 3, 11 этаж, помещения № 191, 192, 196-201, 204-206, 208, 210);

заинтересованных лиц:

- Общество с ограниченной ответственностью «Афипский НПЗ» (место нахождения: 353236, Россия, Краснодарский край, Северский р-он, пгт Афипский, промзона);

- Публичное акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть» (место нахождения: Российская Федерация, г. Москва);

- Открытое акционерное общество «Сургутнефтегаз» (место нахождения: Российская Федерация, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут, ул. Григория Кукуевицкого, 1, корпус 1).

3. Публичному акционерному обществу «Транснефть» представить в срок до 23.06.2017:

- учредительные документы;

- правоустанавливающие документы на магистральный нефтепровод, к которому подключен ООО «Афипский НПЗ»;

письменные пояснения с указанием правовой позиции по существу рассматриваемого дела;

- схема транспортировки нефти в Краснодарском крае;

- схема грузопотоков нефти по системе магистральных трубопроводов в 2017 году в Краснодарском крае;

- документы, подтверждающие подключение нефтеперерабатывающих заводов к магистральному нефтепроводу, к которому подключен в том числе ООО «Афипский НПЗ», а именно: заявления на выдачу технических условий со всеми приложениями, выданные технические условия, акты о выполнении мероприятий по подключению завода к магистральному трубопроводу.

- сведения о грузополучателях нефти, находящихся на территории Краснодарского края, на которые ПАО «Транснефть» и организации системы «Транснефть» осуществляют транспортировку нефти (адреса мест нахождения, почтовые адреса, наименования);

- сведения о нефтеперерабатывающих заводах, принимающие нефть, транспортировка которой осуществляется по одному магистральному нефтепроводу, что и поставка нефти на ООО «Афипский НПЗ» (адреса мест нахождения, почтовые адреса, наименования);

сведения о согласованных объемах поставок нефти грузополучателям, нефтеперерабатывающим заводам в 2017 году, транспортировка которых осуществляется по одному магистральному нефтепроводу, что и поставка нефти на ООО «Афипский НПЗ» (графики поставок нефти, с разбивкой по месяцам);

- сведения о фактически поставленных объемах нефти грузополучателям, нефтеперерабатывающим заводам в 2017 году, транспортировка которых осуществляется по одному магистральному нефтепроводу, что и поставка нефти на ООО «Афипский НПЗ» (с разбивкой по месяцам);

- техническое обоснование сокращения объемов поставки нефти на ООО «Афипский НПЗ»;

-план-график проведения планово-предупредительных и ремонтных работ на объектах системы магистральных нефтепроводов на 2017 год;

- документы, подтверждающие исполнение планово-предупредительных и ремонтных работ на объектах системы магистральных нефтепроводов за период с 01.05.2017 по 10.06.2017;

- договоры на транспортировку нефти на 2017 год, заключенные с ПАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Яргео», ОАО «НК «Янгпур» и другими грузоотправителями, предусматривающие обязательства ПАО «Транснефть» по транспортировке нефти в адрес ООО «Афипский НПЗ»;

- заявки ПАО «НК «Роснефть», ОАО «Сургутнефтегаз», ООО «Яргео», ОАО «НК «Янгпур» и других грузоотправителей, предусматривающие обязательства ПАО «Транснефть» по транспортировке нефти в адрес ООО «Афипский НПЗ», в 2017 году (с указанием объемов и разбивкой по месяцам);

- сведения об организациях системы Транснефть, являющихся владельцами магистрального нефтепровода, грузополучателем на котором является ООО «Афипский НПЗ»;

- переписка с ООО «Афипский НПЗ» и ООО «НефтеГазИндустрия» в 2017 году;

4. Обществу с ограниченной ответственностью «НефтеГазИндустрия» представить в срок до 23.06.2017:

-договор, заключенный между ООО «НефтеГазИндустрия» и ОАО «Сургутнефтегаз» о поставках нефти от 16.02.2016 № 171 со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;

- договор, заключенный между ООО «НефтеГазИндустрия» и ПАО «НК «Роснефть» о поставках нефти от 24.06.2016 № 100016/05346Д со всеми приложениями и дополнительными соглашениями;

- договоры, заключенные с другими хозяйствующими субъектами о поставках нефти со всеми приложениями и дополнительными соглашениями (при наличии);

- имеющиеся договоры и соглашения заключенные между ООО «НефтеГазИндустрия» и ООО «Афипский НПЗ», касающиеся переработки нефти и производства нефтепродуктов;

- сведения о динамике производства ООО «Афипский НПЗ» нефтепродуктов в 2017 году (с разбивкой по месяцам).

Дополнительно информируем, что непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию федерального антимонопольного органа, а равно представление в федеральный антимонопольный орган заведомо недостоверных сведений (информации) влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии Д.Н. Махонин

Связанные организации

Связанные организации не указаны