Определение №10/462/18 определение о назначении дела к рассмотрению от 10 января 2018 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 1-10-210/00-10-17 о нарушении антимонопольного

законодательства к рассмотрению

 

«10» января 2018 г. г. Москва

 

Председатель Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

 

УСТАНОВИЛ:

 

Между филиалом МПРЦ «Здоровье» ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда России <...> (место нахождения: ул. Люблинская, д. 8А, г. Москва, 109390) (далее - заявитель) и Публичным акционерным обществом «Московская объединенная энергетическая компания» (место нахождения: ул. Ефремова, д. 10, г. Москва, 119048) (далее — ПАО «МОЭК») заключен договор теплоснабжения от 01.10.2015 № 05.401429-ТЭ (далее - договор).

Пунктом 3.3 договора предусмотрено, что количество поставленных тепловой энергии и теплоносителя определяется в точке поставки на основании показаний принятого к коммерческому учетом узла (прибора) учета тепловой энергии ВИС.Т 24855 (приложение № 5 к договору) (далее — прибор учета). Свидетельство о поверке прибора учета от 14.06.2017 № 140617216, действительно до 14.06.2021.

Согласно пункту 3.4 договора в случае отсутствия прибора учета, выходе его из строя, а также в случае утраты или истечения срока его эксплуатации определение количества поставленных заявителю тепловой энергии и теплоносителя производится ПАО «МОЭК» расчетным методом в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 № 1034 (далее — Правила № 1034).

Диапазон измеряемых объемных расходов прибора учета (минимальный или максимальный предел расходомера), согласно информации, содержащейся в паспорте прибора учета «Теплосчетчик электромагнитный «ВИС.Т ТС 200-0-2-1» заводской номер <...> , установлен от 0,05 до 12,5 м3/ч.

В соответствии с пунктом 95 Правил № 1034 в целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение в том числе времени работы приборов узла учета в штатном и нештатном режимах.

Пунктом 122 Правил № 1034 установлено, что к нештатным ситуациям относятся:

а) работа теплосчетчика при расходах теплоносителя ниже минимального или выше максимального предела расходомера;

б) работа теплосчетчика при разности температур теплоносителя ниже минимального значения, установленного для соответствующего тепловычислителя;

в) функциональный отказ;

г) изменение направления потока теплоносителя, если в теплосчетчике специально не заложена такая функция;

д) отсутствие электропитания теплосчетчика;

е) отсутствие теплоносителя.

В спорные периоды в протоколах учета тепловой энергии и теплоносителя, формируемых исходя из данных, содержащихся в приборе учета (далее — протокол), во все дни, кроме отопительного периода, фиксируется знак «<», который, согласно расшифровке ошибок, указывает на значение расхода теплоносителя ниже минимального предела расходомера.

Указанный минимальный предел, как отмечено выше, установлен для прибора учета в значении 0,05 м3/ч.

В связи с этим за периоды май, июль, август 2017 количество поставленной тепловой энергии и теплоносителя, расходуемых заявителем на горячее водоснабжение, определено ПАО «МОЭК» расчетным методом с учетом количества тепловой энергии, израсходованной в период нештатных ситуаций. При этом никаких обосновывающих расчетов, свидетельствующих о работе прибора учета в нештатном режиме и указывающих на учет теплоносителя ниже минимального предела расходомера, ПАО «МОЭК» не представлено.

Применение расчетного метода при определении объема тепловой энергии и теплоносителя, подлежащего оплате заявителем, без обоснований о работе прибора учета в нештатном режиме, привело к значительному увеличению финансовых обязательств заявителя.

Так в мае 2017 вместо 14,3385 Гкал заявителю выставлено к оплате 50,827 Гкал; в июле 2017 — вместо 4,3686 Гкал выставлено 33,894 Гкал; в августе 2017 — вместо 2,6649 Гкал выставлено 21,376 Гкал.

Несмотря на наличие указанного выше знака в протоколе, объемы теплоносителя, измеренные прибором учета во все дни спорных периодов (кроме нулевых значений), выше минимального предела 0,05 м3/ч, что подтверждается простым расчетным способом.

В соответствии с пунктом 111 Правил № 1034 количество тепловой энергии, теплоносителя, полученных потребителем, определяется энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов узла учета потребителя за расчетный период.

Однако ПАО «МОЭК» в спорные периоды вместо определения размера платы заявителя исходя из фактических показаний прибора учета, применяло расчетный метод определения объемов тепловой энергии и теплоносителя, что привело к необоснованному завышению платы заявителя.

Указанное обстоятельство свидетельствует о нарушении ПАО «МОЭК» порядка определения объема тепловой энергии и теплоносителя, установленного Правилами № 1034.

В соответствии с приказом Минэнерго России от 20.12.2016 № 1363 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Москвы на период до 2030 года с учетом развития присоединенных территорий» ПАО «МОЭК присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

В соответствии с частью 4 статьи 4.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, которому в схеме теплоснабжения присвоен статус единой теплоснабжающей организации.

Кроме того, ФАС России был проведен анализ состояния конкуренции рынков услуг теплоснабжения города Москвы на основании информации, предоставленной Московским УФАС России.

По результатам проведенного анализа установлено, что в границах Москвы ПАО «МОЭК» действует и как производитель, и как перепродавец тепловой энергии.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» услуги по передаче тепловой энергии относятся к сфере деятельности естественных монополий.

В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции), доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, хозяйствующий субъект, оказывающий услуги по передаче тепловой энергии, занимает доминирующее положение на соответствующем товарном рынке.

На основании изложенного, ПАО «МОЭК» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке оказания услуг по теплоснабжению в географических границах присоединенных зон централизованной системы теплоснабжения.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

При этом исходя из нормативных правовых актов, регламентирующих порядок ценообразования в отдельных отраслях экономической деятельности, а также сложившейся судебной практики, под порядком ценообразования следует понимать формирование и/или расчет и/или установления и/или применение цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги.

Учитывая изложенное, в действиях ПАО «МОЭК» выявлены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования в отношении заявителя.

На основании изложенного издан приказ ФАС России от 29.12.2017 №1839/17 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Публичным акционерным обществом «Московская объединенная энергетическая компания» (место нахождения: ул. Ефремова, д. 10, г. Москва, 119048) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

руководствуясь частью 13 статьи 44 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

1. Назначить дело 1-10-210/00-10-17 к рассмотрению 18.01.2018
в 11 часов 00 минут по адресу: 123995 ул. Садовая Кудринская, д. 11,
каб. 127-129, город Москва.

 

 

2. Привлечь к участию в рассмотрении дела в качестве:

ответчика:

Публичное акционерное общество «Московская объединенная энергетическая компания» (место нахождения: ул. Ефремова, д. 10, г. Москва, 119048)

заявителя:

Филиал МПРЦ «Здоровье» ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Минтруда России (место нахождения: ул. Люблинская, д. 8А, г. Москва, 109390).

3. Явка представителей ответчиков по делу (при наличии доверенности на участие в рассмотрении дела) обязательна.

Связанные организации

ПАО «МОЭК»
ИНН 7720518494, ОГРН 1047796974092