Решение б/н Решение по делу № 41-07/14 о нарушении антимонопольного зако... от 14 апреля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Резолютивная часть решения оглашена «01» апреля 2015 года                          

В полном объеме решение изготовлено «14» апреля 2015 года       

                                                                                                г. Челябинск, пр. Ленина, д. 59

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия) в составе:

Председателя

Комиссии:

Козловой А.А.

-

руководителя Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Соболевской Т.М.

-

начальника отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России;

 

Вурьева Д.В.

-

ведущего специалиста-эксперта отдела контроля торгов и органов власти Челябинского УФАС России,

рассмотрев дело по признакам нарушения Управлением муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области (456440, ул. Ленина, д. 13 «а», г. Чебаркуль, Челябинская область; ОГРН 1027401141130, ИНН 7420003663, КПП 741501001; далее – УМС) и обществом с ограниченной ответственностью «Теплоснаб» (456440, ул. Дзержинского, д. 3, г. Чебаркуль, Челябинская область; ОГРН 1117420000730, ИНН 7420015531, КПП 741501001; далее – ООО «Теплоснаб») статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), 

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее – Челябинское УФАС России) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью «АТИС» (далее – ООО «АТИС», Заявитель) о неправомерных действиях:

- Управления муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа (далее – УМС), выразившихся в передаче в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснаб» (далее – ООО «Теплоснаб») муниципального имущества (тепловых сетей) без проведения торгов и при отсутствии государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды № 21 от 22.11.2011 с ООО «АТИС» и фактическом использовании ООО «АТИС» данного муниципального имущества, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;

- Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области (далее – Администрация), выразившихся в запрете Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации (далее – УЖКХ) выдавать Заявителю разрешения на производство земляных работ, что создает препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности ООО «АТИС», причиняет Заявителю убытки, связанные с потерей теплоносителя, и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;

- Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее – ГК ЕТО), выразившихся в отмене тарифов ООО «АТИС» на транспортировку теплоносителя с использованием спорного муниципального имущества (тепловых сетей) и утверждении соответствующих тарифов ООО «Теплоснаб», что ведет к невозможности получения Заявителем оплаты услуг по транспортировке теплоносителя потребителям, создает препятствия осуществлению Заявителем предпринимательской деятельности и проводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции;

- общества с ограниченной ответственностью «Мечел-Энерго» (далее – ООО «Мечел-Энерго»), выразившихся в одностороннем расторжении договора о поставке Заявителю теплоносителя и прекращении перечисления средств за предоставление услуг по транспортировке от потребителей в ООО «АТИС», что создает препятствия Заявителю в осуществлении предпринимательской деятельности и приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В своем заявлении ООО «АТИС» указывает, что Заявитель осуществляет деятельность по доставке тепловой энергии на территории города Чебаркуля Челябинской области на основании договора аренды № 21 от 22.11.2011, заключенного сроком на 5 лет по итогам проведенного УМС конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения. Данный договор зарегистрирован в органах Росреестра.

На основании заключенного договора государственный комитет «Единый тарифный орган Челябинской области» (далее – ГК ЕТО) в декабре 2013 года утвердил для ООО «АТИС» тариф на оказание услуг по передаче тепловой энергии в горячей воде на 2014 год.

Данный вид деятельности для ООО «АТИС» является основным, предприятием были затрачены средства для подготовки персонала, получены лицензии на право ведения данной деятельности, арендованное имущество было застраховано, заключены договоры с энергоснабжающими организациями, своевременно оплачивалась арендная плата за пользование имуществом.

ООО «АТИС» указывает, что на момент обращения в Челябинское УФАС России договор аренды муниципального имущества № 21 от 22.11.2011 не расторгнут, Арбитражным судом Челябинской области наложены обеспечительные меры, запрещающие производить регистрационные действия по регистрации расторжения договора аренды № 21 от 22.11.2011, а также распоряжение УМС имуществом, являющимся объектом указанного договора аренды. Заявитель указывает, что ООО «АТИС» фактически использует арендованное имущество, несет бремя затрат на его содержание.

Заявитель считает, что УМС, ООО «Теплоснаб», Администрацией, ГК ЕТО, ООО «Мечел-Энерго» осуществлены согласованные действия и нарушено антимонопольное законодательство на основании следующего.

1. 27.03.2014 на предварительном судебном заседании Арбитражного суда Челябинской области ООО «АТИС» стало известно, что между УМС и ООО «Теплоснаб» заключен договор аренды тепловых сетей, находящихся у Заявителя по договору аренды № 21 от 22.11.2011. Данный договор заключен без проведения конкурсных процедур на короткий период и продлен в соответствии с пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), что не допустимо в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства.

Кроме того, по мнению Заявителя, УМС было не вправе передавать муниципальное имущество в аренду ООО «Теплоснаб» поскольку данное имущество не было возвращено из пользования ООО «АТИС».

Также ООО «АТИС» отмечает, что действия УМС по заключению договора аренды с ООО «Теплоснаб» без проведения конкурентных процедур и передаче ему муниципального имущества противоречат определению Арбитражного суда Челябинской области, в соответствии с которым УМС запрещено распоряжаться тепловыми сетями города Чебаркуля, а также решению Челябинского УФАС России по делу № 50-07/13, которым аналогичные действия признавались нарушающими антимонопольное законодательство.

Договор аренды муниципального имущества между УМС и ООО «Теплоснаб» заключен на неоправданно короткий срок, ООО «Теплоснаб» не имеет ни одной лицензии на осуществление деятельности по теплоснабжению и не имеет соответствующе обученного персонала. 

2. Администрацией созданы препятствия осуществлению деятельности ООО «АТИС» путем запрета на участие представителей Заявителя в совещаниях по жилищно-коммунальному хозяйству и подготовке к прохождению осенне-зимнего периода. Кроме того, Администрацией отдано УЖКХ распоряжение о запрете на выдачу Заявителю разрешений на проведение земляных работ для устранения утечек на магистральных теплопроводах, что привело к финансовым потерям, вызванным необходимостью компенсации производителю тепловой энергии сверхнормативных потерь тепловой энергии.

Также Администрацией направлено в ГК ЕТО обращение об отмене Заявителю утвержденного тарифа.

3. ГК ЕТО по обращению Администрации, УМС и ООО «Теплоснаб» отменен утвержденный для Заявителя тариф на передачу тепловой энергии. По мнению ООО «АТИС», указанные действия осуществлены при отсутствии правовых оснований для отмены тарифа. Вследствие отмены тарифа Заявитель не может получить собранные с потребителей тепловой энергии денежные средства за оказанные услуги по теплоснабжению.

4. ООО «Мечел-Энерго» с учетом решения ГК ЕТО об отмене тарифа уведомило ООО «АТИС» об одностороннем расторжении договора № 174-ТЭ-503/12 на передачу тепловой энергии и отказалось перечислять собранные денежные средства на счета ООО «АТИС».

На основании изложенного Заявитель полагает, что указанными лицами совершены согласованные действия, направленные на устранение ООО «АТИС» с рынка передачи тепловой энергии на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области, просит провести проверку действий указанных лиц на предмет соответствия антимонопольному законодательству.

 

УМС представлены письменные пояснения (исх. № 1714 от 03.06.2014, исх. № 2503 от 27.08.2014, исх. № 3311 от 25.11.2014) и на заседаниях Комиссии отмечено следующее.

По результатам проведения открытого конкурса на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения между УМС и Заявителем заключен договор аренды № 21 от 22.11.2011. Данный договор был расторгнут по инициативе ООО «АТИС».

Согласно пункту 4.1 договора № 21 от 22.11.2011 стороны имеют право досрочно расторгнуть договор по основаниям и в порядке, предусмотренном законом. В данном случае стороны указали в соглашении о расторжении договора, что договор № 21 от 22.11.2011 прекращает свое действие с 27.03.2012. Кроме того, по мнению УМС, Заявителем муниципальное имущество возвращено в муниципальную казну.

В соответствии с решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-13099/2012 Заявителю отказано в удовлетворении требования о признании недействительным соглашения о расторжении договора аренды № 21 от 22.11.2011. Решением Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-9775/2013 Заявителю отказано в признании договора № 21 от 22.11.2011 действующим.

На основании изложенного УМС считает, что ООО «АТИС» добровольно вышло с рынка оказания услуг по передаче тепловой энергии, ввиду чего действия УМС не могли привести к устранению ООО «АТИС» с рынка.

В рамках рассмотрения дел, связанных с расторжением договора аренды № 21 от 22.11.2011, арбитражным судом были приняты обеспечительные меры, выразившиеся в запрете осуществления государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды № 21 от 22.11.2011, в связи с чем у УМС отсутствовала возможность провести конкурс на право заключения нового договора аренды муниципального имущества.

В связи с тем, что Заявитель не выполнял условия договора аренды № 21 от 22.11.2011, стал возможен срыв подготовки к отопительному сезону. На основании изложенного было принято решение о заключении договора аренды № 7 от 15.02.2014 без проведения торгов на срок до 30 дней с ООО «Теплоснаб», что не противоречит действующему законодательству. После окончания установленного договором аренды № 7 от 15.02.2014 срока действия договора, данный договор продолжил действовать в силу положений пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Также УМС указывает, что 24.03.2014 УМС издан приказ № 55 «Об организации проведения конкурса по продаже права на заключение договора аренды муниципального имущества». Согласно Протоколу вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе № 1-В от 23.04.2014 на участие в конкурсе была подана единственная заявка ООО «Теплоснаб».

23.04.2014 УМС издан Приказ № 83 о заключении с ООО «Теплоснаб» договора аренды муниципального имущества. Впоследствии УМС установлено, что извещение о проведении торгов не было опубликовано на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru. На основании изложенного Приказ УМС № 83 23.04.2014 был отменен Приказом УМС № 85 от 28.04.2014, ООО «Теплоснаб» уведомлено о расторжении заключенного по результатам проведения конкурса договора, ввиду чего договор аренды № 7 от 15.02.2014 остался действующим.

 

УЖКХ представлены письменные пояснения (исх. № 1734 от 27.08.2014), из содержания которых следует, что ООО «АТИС» при обращении на имя начальника УЖКХ о выдаче разрешений на производство земляных работ не представлены все необходимые документы, ввиду чего заявления оставлены без рассмотрения. Указания, распоряжения, приказы от Администрации о запрете в выдаче ООО «АТИС» разрешений на производство земляных работ отсутствуют.

 

ГК ЕТО представлены запрошенные документы и письменные пояснения (исх. № 06/1531 от 03.06.2014, исх. № 05/2613 от 26.08.2014, исх. № 05/3059 от 30.09.2014), из содержания которых следует, что в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении) теплоснабжающая организация должна владеть на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения.

На основании обращения ООО «Теплоснаб» ГК ЕТО Постановлением от 25.04.2014 № 18/72 данному обществу утверждены тарифы на передачу тепловой энергии на территории Чебаркульского городского округа. Факт владения тепловыми сетями был подтвержден договором аренды муниципального имущества от 23.04.2014, заключенным по результатам проведения торгов.

Кроме того, в ГК ЕТО ранее поступало обращение об установлении ООО «Теплоснаб» тарифа на передачу тепловой энергии на основании договора аренды № 7 от 15.02.2014. По данному обращению ГК ЕТО принято решение об отказе в утверждении тарифа, поскольку договор является краткосрочным и на его основании невозможно установление тарифа.

В адрес ГК ЕТО информация о расторжении договора аренды муниципального имущества от 23.04.2014, на основании которого ООО «Теплоснаб» утвержден тариф на передачу тепловой энергии, не поступала. На основании вступившего в законную силу Определения Арбитражного суда Челябинской области по делу № А76-15712/2012 от 06.06.2014 тариф, утвержденный для ООО «Теплоснаб» Постановлением ГК ЕТО от 25.04.2014 № 18/72, отменен.

В связи с заключением между муниципальным унитарным предприятием «Теплоэнергоснабжение» и ООО «Теплоснаб» договора аренды муниципального имущества ГК ЕТО Постановлением от 18.09.2014 № 37/50 вновь утверждены тарифы для ООО «Теплоснаб» на передачу тепловой энергии.

Отмена для ООО «АТИС» тарифа на передачу тепловой энергии связана с отсутствием у ООО «АТИС» законных оснований для владения тепловыми сетями на территории Чебаркульского городского округа в силу расторжения договора аренды муниципального имущества № 21 от 22.11.2011.

 

ООО «Теплоснаб» представлены письменные пояснения (исх. № 01-01/262 от 28.12.2014), из содержания которых следует, что информация о проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущества была получена ООО «Теплоснаб» на городском оперативном совещании 14.04.2014. Информационное письмо о проведении конкурса было получено ООО «Теплоснаб» в УМС 15.04.2014. На основании данного письма ООО «Теплоснаб» 16.04.2014 была получена конкурсная документация. Заявка на участие в конкурсе подана 17.04.2014.

О причинах отсутствия публикации информации на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru и поздней публикации информационного сообщения в средствах массовой информации ООО «Теплоснаб» неизвестно.

Также ООО «Теплоснаб» указывает, что в мае 2014 года ООО «Теплоснаб» стало известно о признании результатов конкурса недействительными. От представителей УМС ООО «Теплоснаб» получено разъяснение, что ввиду расторжения договора, заключенного по результатам проведения торгов, отношения между сторонами продолжаются на основании ранее заключенного краткосрочного договора аренды. Муниципальное имущество в казну муниципального образования не возвращалось.

Арендная плата по договору № 7 от 15.02.2014 ООО «Теплоснаб» не уплачивалось, поскольку Общество не получало доходов от осуществления деятельности, в том числе с использованием переданного по данному договору имущества.

 

Администрацией представлены письменные пояснения (исх. № 4001/1 от 29.12.2014), из содержания которых следует, что Администрация переписку с ГК ЕТО по вопросам установления тарифов для ООО «Теплоснаб» в связи с передачей ему УМС муниципального имущества не вела.

То обстоятельство, что данные о конкурсе на право заключения договора аренды муниципального имущества не опубликованы на сайте www.torgi.gov.ru выяснилось уже после подведения итогов конкурса при опубликовании протокола рассмотрения заявок на участие в торгах. В связи с данным обстоятельством конкурс и его итоги были признаны недействительными. Отношения между сторонами возобновились на основании договора аренды № 7 от 15.02.2014.

Информация для опубликования извещения в газете «Диалог» направлялась своевременно. Информационное письмо с указанием о проведении конкурса направлено почтой в адрес ООО «Теплоснаб», поскольку данное общество являлось арендатором муниципального имущества на момент проведения конкурса.

Возврат муниципального имущества, переданного ООО «Теплоснаб» по договорам аренды от 15.02.2014 и 23.04.2014, не производился в связи с тем, что конкурс от 23.04.2014 признан недействительным и стороны приведены в первоначальное (доконкурсное) состояние, то есть договор № 7 от 15.02.2014 был возобновлен.

На момент проведения конкурса 23.04.2014 ООО «Теплоснаб» просрочен арендный платеж на 2 месяца и 7 дней. Исковое заявление не могло быть подготовлено ввиду непринятия ранее органом местного самоуправления мер по досудебному урегулированию данного вопроса. При этом расторгнуть договор аренды досрочно в одностороннем порядке собственник может только направив уведомление о расторжении договора за 30 дней до расторжения.

В соответствии с решениями Собрания депутатов Чебаркульского городского округа Челябинской области и Уставом Чебаркульского городского округа Челябинской области местами официального обнародования и опубликования информации определены фойе Администрации и Чебаркульская городская библиотека, в которых для самостоятельного получения осуществляется распространение газеты «Диалог». Информация о признании конкурса от 23.04.2014 недействительным в средствах массовой информации не публиковалась.

Заключение договора аренды муниципального имущества между муниципальным унитарным предприятием «Теплоэнергоснабжение» и ООО «Теплоснаб» осуществлялось конкурсным управляющим указанного Предприятия без участия УМС и Администрации.

 

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к следующим выводам.

 

Управлением 21.11.2011 проведен открытый конкурс на право заключения договора аренды объектов теплоснабжения Муниципального образования «Чебаркульский городской округ».

Согласно протоколу № 25-ОС оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 21.11.2011, победителем конкурса признано ООО «АТИС», с которым на основании Приказа Управления от 22.11.2011 № 246 заключен договор аренды муниципального имущества (инженерно-коммуникационные сети) № 21 от 22.11.2011 на срок по 21.11.2016 года. Указанный договор 13.02.2012 прошел государственную регистрацию, о чем имеется регистрационная запись.

Договор аренды № 21 от 22.11.2011 со стороны ООО «АТИС» заключен директором общества, действующим на основании устава и протокола № 2 общего собрания учредителей от 18.10.2011.

27.03.2012 в УМС поступило заявление (вх. № 555) от ООО «АТИС» о досрочном расторжении с 27.03.2012 договора аренды муниципального имущества (инженерно-коммуникационные сети) № 21 от 22.11.2011, подписанное директором общества. На основании указанного заявления соглашением от 27.03.2012 договор аренды № 21 от 22.11.2011 расторгнут, составлен акт приема-передачи имущества от 27.03.2012.

05.05.2012 Администрацией в Управление Росреестра по Челябинской области направлено заявление о регистрации расторжения договора аренды № 21 от 22.11.2011, письмом от 11.05.2012 Управление Росреестра уведомило о приостановлении на срок до 10.08.2012 государственной регистрации соглашения о расторжении договора аренды в связи с поступлением заявления ООО «АТИС». В последующем арбитражными судами были приняты обеспечительные меры, выразившиеся в запрете Управлению Росреестра по Челябинской области осуществлять регистрационные действия в отношении имущества, переданного по договору аренды № 21 от 22.11.2011.

ООО «Теплоснаб» письмом от 28.02.2013 (исх. № 6/13) обратилось к Главе Чебаркульского городского округа с просьбой передать в аренду муниципальное имущество – тепловые трассы города Чебаркуля.

На основании указанного обращения между Управлением и ООО «Теплоснаб» заключен договор аренды муниципального имущества (инженерно-коммуникационные сети) от 15.03.2013 № 12 на срок с 15.03.2013 по 12.04.2013. Перечень передаваемого имущества установлен Приложением 1 к договору аренды муниципального имущества от 15.03.2013 № 12. В соответствии с данным приложением ООО «Теплоснаб» переданы 10 объектов муниципального имущества: 9 объектов – тепловые сети, являвшиеся объектом договора аренды от 22.11.2011 № 21; 1 объект – сети горячего водоснабжения, расположенные по адресу Челябинская обл., г. Чебаркуль, ул. Елагина-Шоссейная общей протяженностью 868 метров.

Из документов и материалов следует, что конкурс на право заключения договора аренды тепловых сетей не проводился, документы, подтверждающие возврат ООО «Теплоснаб» муниципального имущества в собственность муниципального образования по истечении срока действия договора аренды от 15.03.2013 № 12, по запросу Челябинского УФАС России в материалы дела № 50-07/13 не представлены.

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Статьей 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

По результатам рассмотрения дела № 50-07/13 действия УМС, выразившиеся в передаче в соответствии с договором аренды № 12 от 15.03.2013 ООО «Теплоснаб» муниципального имущества – сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, на срок более 30 дней, без проведения торгов, непринятию мер по возврату муниципального  имущества из пользования ООО «Теплоснаб» по истечении срока действия договора, уведомлению ООО «Теплоснаб» о фактическом продлении договорных отношений на неопределенный срок, а также действия УМС по заключению указанного договора в отсутствие конкурентных процедур и при наличии организации, также имеющей намерение осуществлять деятельность с использованием данного имущества, признаны нарушением части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, поскольку такие действия создают ООО «Теплоснаб» преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствуют доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, что может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Договор аренды муниципального имущества от 15.03.2013 № 12 между УМС и ООО «Теплоснаб», заключенный с нарушением требований части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в отсутствие конкурентных процедур, при наличии организации также претендующей на право пользования данным муниципальным имуществом, что создает ограничения для доступа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, признан соглашением, противоречащим статье 16 Закона о защите конкуренции, в том числе положениям пункта 4 указанной статьи.

УМС выдано предписание о прекращении нарушений  антимонопольного законодательства и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

- о прекращении соглашения, нарушающего антимонопольное законодательство, путем прекращения договора между УМС и ООО «Теплоснаб» аренды муниципального имущества от 15.03.2013 № 12, в том числе всех дополнительных соглашений к нему, и принятия мер по возврату муниципального имущества в казну муниципального образования «Чебаркульский городской округ» Челябинской области;

- об обеспечении соблюдения требований антимонопольного законодательства при передаче муниципального имущества во владение и (или) пользование хозяйствующим субъектам путем проведения торгов на право заключения договора, предусматривающего переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, являющегося предметом договора аренды от 15.03.2013 № 12.

1. Согласно представленным по настоящему делу в Челябинское УФАС России документам и сведениям 28.01.2014 по запросу ГК ЕТО при рассмотрении вопроса о правомерности установления для ООО «АТИС» тарифов на передачу тепловой энергии потребителям на территории Чебаркульского городского округа с использованием имущества, переданного данному обществу по договору аренды № 21 от 22.11.2011, Министерством юстиции Челябинской области в ГК ЕТО представлено заключение, которым сообщается, что данное заключение не является обязательным и официальным, поскольку Министерство юстиции Челябинской области не наделено полномочиями по толкованию федерального законодательства. Однако Министерством юстиции Челябинской области высказано мнение об отсутствии правовых оснований для утверждения ООО «АТИС» тарифов на передачу тепловой энергии на территории Чебаркульского городского округа на основании договора аренды № 21 от 22.11.2011.

В соответствии с протоколом заседания правления ГК ЕТО от 31.01.2014 № 4 на рассмотрение был вынесен вопрос об отмене установленных для ООО «АТИС» тарифов на передачу тепловой энергии. По результатам рассмотрения указанного вопроса Постановлением ГК ЕТО № 4/2 от 31.01.2014 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Государственного комитета «Единый тарифный орган Челябинской области» признаны утратившими силу Постановления ГК ЕТО об установлении ООО «АТИС» тарифов на передачу тепловой энергии в связи с отсутствием у ООО «АТИС» на законном праве недвижимого имущества, необходимого для осуществления услуг теплоснабжения. Указанное решение принято с учетом заключения Министерства юстиции Челябинской области.

03.02.2014 ООО «Мечел-Энерго» на имя директора ООО «АТИС» направлено уведомление (исх. № 92/1-174) о расторжении договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и компенсации потерь в тепловых сетях. В соответствии с данным уведомлением ООО «Мечел-Энерго» сообщает, что на основании абзаца 2 пункта 9.6 договора оказания услуг по передаче тепловой энергии и компенсации потерь в тепловых сетях № 174-ТЭ-503/12 от 29.02.2012, предусматривающего возможность одностороннего расторжения данного договора после направления стороной уведомления о расторжении, и в соответствии с Постановлением ГК ЕТО № 4/2 от 31.01.2014, которым для ООО «АТИС» отменен тариф на передачу тепловой энергии от котельной ООО «Мечел-Энерго», указанный договор расторгается ООО «Мечел-Энерго» в одностороннем порядке с 01.02.2014.

12.02.2014 ООО «Теплоснаб» в адрес УМС направлено обращение (исх. № 01-01/18) о передаче муниципального имущества (инженерно-коммуникационных сетей) ООО «Теплоснаб» для осуществления содержания наружных тепловых сетей и бесперебойной подачи тепловой энергии потребителям Чебаркульского городского округа.

14.02.2014 УМС издан Приказ № 19 «О заключении договора аренды объектов теплоснабжения (инженерно-коммуникационной сети) с ООО «Теплоснаб», в соответствии с которым Отделу муниципального имущества предписано заключить договор аренды объектов теплоснабжения Муниципального образования «Чебаркульский городской округ» (инженерно-коммуникационные сети) с ООО «Теплоснаб» на срок с 15.02.2014 по 15.03.2014 с целью использования: инженерно-коммуникационное.

На основании данного приказа между УМС и ООО «Теплоснаб» заключен соответствующий договор аренды № 7 от 15.02.2014. Перечень передаваемого имущества установлен Приложением 1 к договору аренды муниципального имущества от 15.02.2014 № 7. В соответствии с данным приложением ООО «Теплоснаб» переданы 10 объектов муниципального имущества, являвшиеся объектом договора от 15.03.2013 № 12: 9 объектов – тепловые сети, являвшиеся также объектом договора аренды от 22.11.2011 № 21; 1 объект – сети горячего водоснабжения, расположенные по адресу Челябинская обл., г. Чебаркуль, ул. Елагина-Шоссейная общей протяженностью 868 метров. Срок действия договора установлен пунктом 1.3 договора аренды № 7 от 15.02.2014: с 15.02.2014 по 15.03.2014. Акт приема передачи муниципального имущества по данному договору подписан сторонами 15.02.2014.

Из документов и материалов настоящего дела следует, что торги на право заключения указанного договора аренды не проводились. Доказательства возврата ООО «Теплоснаб» муниципального имущества в казну муниципального образования по истечении срока действия договора аренды от 15.02.2014 № 7 УМС не представлены, согласно пояснениям УМС, Администрации, ООО «Теплоснаб» муниципальное имущество в казну муниципального образования не возвращалось.

1.1 07.03.2014 в ответ на обращение ООО «Теплоснаб» о продлении срока действия договора аренды № 7 от 15.02.2014 УМС направлено письмо (исх. № 571), которым УМС сообщает о невозможности продления договора аренды от 15.02.2014 № 7 без проведения торгов. Однако ООО «Теплоснаб» также сообщается о том, что согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор от 15.02.2014 № 7 считается пролонгированным на неопределенный срок.

12.03.2014 между ООО «Мечел-Энерго» и ООО «Теплоснаб» заключен договор № 174-ИД-381/14 оказания услуг по передаче тепловой энергии и компенсации потерь в тепловых сетях.

20.03.2014 Администрацией на имя Председателя Правительства Челябинской области направлено письмо (исх. № 814), которым сообщается, что права ООО «АТИС» на инженерно-коммуникационные сети, переданные по договору № 21 от 21.11.2011 прекратились в связи с расторжением данного договора, что подтверждается вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Челябинской области по делам №№ А76-13099/2012, А76-9775/2013, А76-8769/2012, А76-3016/2013. Кроме того, сообщается, что обслуживание тепловых сетей по состоянию на 20.03.2014 осуществляется ООО «Теплоснаб».

В этом же письме на имя Председателя Правительства Челябинской области УМС сообщается о том, что деятельность по обслуживанию тепловых сетей осуществляется ООО «Теплоснаб» на основании договора от 15.02.2014 № 7, договор аренды с ООО «АТИС» от 22.11.2011 № 21 расторгнут. Также УМС сообщает, что на момент направления данного письма тариф ООО «Теплоснаб» не утвержден, в связи с чем просят оказать содействие в переадресации тарифа, утвержденного ООО «АТИС» на ООО «Теплоснаб».

31.03.2014 УМС на имя директора ООО «Теплоснаб» направлено письмо (исх. № 1153/1), которым сообщается, что продление заключенного между УМС и ООО «Теплоснаб» краткосрочного договора аренды № 7 от 15.02.2014 невозможно в силу требований статьи 17.1 Закона о защите конкуренции. Кроме того, УМС сообщает, что переданное по указанному договору аренды муниципальное имущество выставлено на торги по продаже права аренды. Конкурс состоится 23.04.2014. Информация о проведении открытого конкурса опубликована в газете «Диалог» и на Чебаркульском городском Вэб-портале www.chebarcul.ru.

Согласно пояснениям УМС, ООО «Теплоснаб», Администрации 23.04.2014 УМС проведен конкурс на право заключения договора аренды муниципального имущества, переданного по договору аренды № 7 от 15.02.2014. Однако ввиду отсутствия публикации извещения о проведении данного конкурса на официальном сайте www.torgi.gov.ru указанный конкурс был отменен, ООО «Теплоснаб» направлено уведомление о расторжении заключенного по результатам проведения конкурса договора, отношения между УМС и ООО «Теплоснаб» по аренде муниципального имущества возобновлены на основании договора аренды № 7 от 15.02.2014.

Кроме того, согласно акту сверки для ООО «Теплоснаб» по договору аренды № 7 от 15.02.2014 (приложение к письму УМС от 25.11.2014 исх. № 3311) начисление арендной платы за пользование переданным по данному договору муниципальным имуществом, а также пени за несвоевременную уплату арендной платы производилось УМС после окончания срока действия договора.

Указанными документами и пояснениями подтверждается непринятие УМС мер по возврату имущества из владения ООО «Теплоснаб» после окончания срока действия договора № 7 от 15.02.2014.

При этом УМС было известно о наличии вступившего в законную силу решения Челябинского УФАС России, которым аналогичные действия УМС по заключению краткосрочного договора аренды этого же имущества без проведения торгов с этим же хозяйствующим субъектом с последующим непринятием мер по возврату муниципального имущества после окончания срока действия договора признаны нарушающими антимонопольное законодательство. Кроме того, аналогичные действия УМС признавались нарушением антимонопольного законодательства решением Челябинского УФАС России по делу № 59-07/12, оставленным в силе арбитражными судами первой и апелляционной инстанций.

Следует отметить, что пунктом 3.4.16 договора аренды № 7 от 15.02.2014 на ООО «Теплоснаб» возложена обязанность по своевременному внесению арендной платы. Пунктом 5.2.2 договора аренды № 7 от 15.02.2014 предусмотрено такое основание для расторжения договора аренды № 7 от 15.02.2014, как отсутствие арендных платежей в бюджет городского округа более двух платежных периодов. Согласно акту сверки для ООО «Теплоснаб» по договору аренды № 7 от 15.02.2014 (приложение к письму УМС от 25.11.2014 исх. № 3311) ООО «Теплоснаб» не произведена оплата по начислениям за февраль, март, апрель 2014 года, то есть более двух периодов платежей. Однако УМС не приняты меры по расторжению договора аренды № 7 от 15.02.2014, что также свидетельствует о заинтересованности УМС в привлечении к оказанию услуг по передаче тепловой энергии с использованием муниципального имущества именно ООО «Теплоснаб».

При этом Челябинское УФАС России отмечает, что на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области заинтересованность в получении муниципального имущества в пользование имеет также ООО «АТИС», что подтверждается, в том числе, обращениями ООО «АТИС» в судебные органы и Челябинское УФАС России (дела №№ 59-07/12, 50-07/13, 41-07/14 о нарушении антимонопольного законодательства) по вопросам, связанным с распоряжением муниципальным имуществом, являющимся объектом договора аренды № 7 от 15.02.2014.

Таким образом, действия УМС по передаче в соответствии с договором аренды № 7 от 15.02.2014 ООО «Теплоснаб» муниципального имущества – сетей теплоснабжения, горячего водоснабжения, на срок более 30 дней, без проведения торгов, непринятию мер по возврату муниципального  имущества из пользования ООО «Теплоснаб» по истечении срока действия договора, в том числе ввиду неисполнения ООО «Теплоснаб» обязанности по уплате арендной платы по договору № 7 от 15.02.2014, уведомлению ООО «Теплоснаб» о фактическом продлении договорных отношений на неопределенный срок, направлению в адрес Правительства Челябинской области информации об осуществлении деятельности по теплоснабжению на территории Чебаркульского городского округа ООО «Теплоснаб» с просьбой оказать содействие в установлении ООО «Теплоснаб» тарифов на оказание услуг по теплоснабжению, а также действия УМС по заключению указанного договора в отсутствие конкурентных процедур, создали ООО «Теплоснаб» преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствовали доступу к муниципальному ресурсу неопределенному кругу лиц, в том числе ООО «АТИС», могли привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынке теплоснабжения на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области, что является нарушением части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

 

1.2 14.02.2014 (за день до заключения договора аренды № 7 от 15.02.2014) ООО «Теплоснаб» на имя исполняющего обязанности Председателя ГК ЕТО направлено письмо (исх. № 01-01/21) об утверждении для ООО «Теплоснаб» тарифов на передачу тепловой энергии на основании Постановления Главы Чебаркульского городского округа № 425/1 от 24.05.2013 «Об определении организации, осуществляющей транспортировку тепловой энергии потребителям», договора аренды № 7 от 15.02.2014, а также Постановления ГК ЕТО от 31.01.2014 № 4/2.

04.03.2014 ГК ЕТО в ответ на указанное обращение направлено письмо (исх. № 05/571), которым сообщается об отсутствии правовых оснований для установления тарифов ООО «Теплоснаб» в соответствии с договором аренды № 7 от 15.02.2014, поскольку договор является краткосрочным и продлению в силу пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции не подлежит.

12.03.2014, то есть за 3 дня до окончания установленного срока действия договора аренды № 7 от 15.02.2014 и, соответственно, наступления срока возврата муниципального имущества, между ООО «Мечел-Энерго» и ООО «Теплоснаб» заключен договор № 174-ИД-381/14 оказания услуг по передаче тепловой энергии и компенсации потерь в тепловых сетях. Согласно пункту 9.4 договора № 174-ИД-381/14 от 12.03.2014, данный договор вступает в силу с момента утверждения ООО «Теплоснаб» тарифа на передачу тепловой энергии и действует до 31.12.2014.

25.03.2014 ООО «Теплоснаб» на имя председателя ГК ЕТО направлено письмо (исх. № 01-01/42), которым на основании Постановления Главы Чебаркульского городского округа Челябинской области № 425/1 от 24.05.2013 «Об определении организации, осуществляющей транспортировку тепловой энергии потребителям», договоров аренды муниципального имущества № 12 от 15.03.2013 и № 7 от 15.02.2014, писем о пролонгации указанных договоров и договора № 174-ИД-381/14 от 12.03.2014 оказания услуг по передаче тепловой энергии и компенсации потерь в тепловых сетях с энергоснабжающей организацией ООО «Мечел-Энерго», Постановления ГК ЕТО № 4/2 от 31.01.2014 ООО «Теплоснаб» просит установить ему тариф на услуги по передаче тепловой энергии от котельной ООО «Мечел-Энерго».

Указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у ООО «Теплоснаб» намерений вернуть полученное по договору аренды № 7 от 15.02.2014 муниципальное имущество в казну муниципального образования, наличии заинтересованности в использовании данного имущества в предпринимательских целях после окончания срока действия договора № 7 от 15.02.2014 и утверждении тарифа на передачу тепловой энергии с использованием данного имущества.

ООО «Теплоснаб», осознавая, что для осуществления хозяйственной деятельности требуется заключение договоров аренды тепловых сетей на значительный срок, заключило договор аренды сроком на 29 дней и в дальнейшем в нарушение закона продолжило использовать данные тепловые сети, сети горячего водоснабжения. Уведомления УМС и ответы ГК ЕТО о невозможности продления договора аренды с указанием на нарушение, в случае передачи муниципального имущества на срок, превышающий 30 дней, норм статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, а также непосредственно сами обращения ООО «Теплоснаб» о необходимости продления срока действия договора свидетельствуют о том, что ООО «Теплоснаб» должно было учитывать, что использование муниципального имущества по истечении срока действия договора аренды от 15.02.2014 № 7 противоречит действующему законодательству.

Кроме того, ООО «Теплоснаб» при заключении краткосрочного договора аренды № 7 от 15.02.2014 и последующем продолжении использования муниципального имущества после окончания срока действия договора было известно о наличии вступившего в законную силу решения Челябинского УФАС России, которым аналогичные действия Общества по заключению краткосрочного договора аренды этого же имущества без проведения торгов с последующим непринятием мер по возврату муниципального имущества после окончания срока действия договора признаны нарушающими антимонопольное законодательство. Тем не менее, Обществом не предпринято мер по отказу от заключения краткосрочного договора аренды № 7 от 15.02.2014, либо по отказу от использования муниципального имущества после окончания срока действия указанного договора и его возврату в муниципальную казну.

Непринятие ООО «Теплоснаб» мер по отказу от противоправного продолжения договорных отношений и возврату муниципального имущества указывает на заинтересованность ООО «Теплоснаб» в продолжении договорных отношений и пользовании муниципальным имуществом после истечения срока действия договора № 7 от 15.02.2014.

 

Таким образом, заключение договора аренды муниципального имущества от 15.02.2014 № 7 между УМС и ООО «Теплоснаб» с нарушением требований части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в отсутствие конкурентных процедур соответствует интересам каждой из сторон, поскольку создает ООО «Теплоснаб» необоснованные преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности с использованием муниципального имущества без проведения конкурентных процедур со стороны органа местного самоуправления, что необоснованно препятствует доступу на товарный рынок иным хозяйствующим субъектам, результатом указанного соглашения могло явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, что нарушает положения статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной нормы.

 

1.3 Указанные выше обстоятельства, в том числе заключение УМС и ООО «Теплоснаб» договора аренды муниципального имущества № 7 от 15.02.2014 без проведения торгов на неоправданно короткий срок (до 30 дней), обращение ООО «Теплоснаб» в адрес УМС о продлении заключенного договора аренды № 7 от 15.02.2014 и бездействие ООО «Теплоснаб» и УМС по не возврату муниципального имущества после истечения срока действия договора, в том числе ввиду неисполнения ООО «Теплоснаб» обязанности по уплате арендной платы по договору № 7 от 15.02.2014, заключение ООО «Теплоснаб» с ООО «Мечел-Энерго» соглашения о передаче тепловой энергии при отсутствии правовых оснований для дальнейшего использования муниципального имущества, направление УМС в адрес ООО «Теплоснаб» уведомлений о продлении срока действия договора аренды на неопределенный срок, обращения ООО «Теплоснаб» и УМС в ГК ЕТО с заявлениями об установлении тарифов и направление в адрес Правительства Челябинской области информации об осуществлении теплоснабжения на территории Чебаркульского городского округа ООО «Теплоснаб» с просьбой оказать содействие в утверждении для ООО «Теплоснаб» тарифов, с учетом того, что УМС и ООО «Теплоснаб» было известно о противоправности подобных действий ввиду вынесения антимонопольным органом ранее решения по делу № 50-07/13 о нарушении антимонопольного законодательства по аналогичным фактам, свидетельствуют о заинтересованности УМС и ООО «Теплоснаб» в привлечении данного хозяйствующего субъекта к осуществлению деятельности по теплоснабжению на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области и наличии между УМС и ООО «Теплоснаб» соглашения, выраженного, в том числе, в договоре аренды № 7 от 15.02.2014 и направленного на передачу, использование и обеспечение возможности осуществления ООО «Теплоснаб» предпринимательской деятельности с использованием муниципального имущества, переданного по договору № 7 от 15.02.2014, в сроки, превышающие 30 дней, без проведения конкурентных процедур.

В результате изложенного ООО «Теплоснаб» были созданы преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности с использованием муниципального имущества, препятствия иным хозяйствующим субъектам, в том числе ООО «АТИС», в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области с использованием муниципального имущества, ограничен доступ на данный товарный рынок иным организациям, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке и противоречит статье 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 4 указанной статьи.

 

 

2. 24.03.2014 УМС издан приказ № 55 «Об организации проведения конкурса по продаже права на заключение договора аренды муниципального имущества», в соответствии с которым утверждена конкурсная документация, Отделу муниципального имущества предписано организовать проведение конкурса 25.04.2014, информацию о проведении конкурса опубликовать в газете «Диалог» и разместить на городском Вэб-портале www.chebarcul.ru и официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru.

31.03.2014 УМС на имя директора ООО «Теплоснаб» направлено письмо (исх. № 1153/1), которым, в том числе, сообщается, что переданное по договору аренды № 7 от 15.02.2014 муниципальное имущество выставлено на торги по продаже права аренды, конкурс состоится 23.04.2014, информация о проведении открытого конкурса опубликована в газете «Диалог» и на Чебаркульском городском Вэб-портале www.chebarcul.ru.

Доказательств направления аналогичной информации о проведении конкурса в адрес иных лиц, которые могут быть заинтересованы в участии в торгах и заключении договора аренды муниципального имущества, УМС не представлено.

Согласно пояснениям ООО «Теплоснаб» на основании информационного письма УМС ООО «Теплоснаб» 16.04.2014 получена конкурсная документация. 

17.04.2014 ООО «Теплоснаб» представлена заявка на участие в конкурсе. В соответствии с данной заявкой ООО «Теплоснаб» предложены следующие значения по критериям оценки заявок участников конкурса:

- арендная плата в месяц – 1401 рубль;

- проведение аварийно-восстановительных работ на сетях теплоснабжения и ремонт оборудования на них – 23 часа;

- подготовка сетей теплоснабжения и оборудования на них к осенне-зимнему периоду ежегодно – до 13 сентября.

Извещение о проведении конкурса опубликовано в Официальном вестнике Чебаркульского городского округа 22.04.2014 в номере 3/6 (21). Согласно выходным данным тираж вестника «Диалог» составляет 300 экземпляров. Номер подписан в печать 21.04.2014 в 20:00. Доказательств своевременного направления для опубликования извещения о проведении конкурса в средствах массовой информации УМС не представлено.

23.04.2014 конкурсной комиссией УМС составлен протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе № 1-В, в соответствии с которым на участие в конкурсе была подана единственная заявка от ООО «Теплоснаб», на основании чего конкурс признан несостоявшимся, принято решение о заключении договора аренды муниципального имущества с единственным участником торгов – ООО «Теплоснаб». 

На основании протокола вскрытия конвертов с заявками участников торгов № 1-В от 23.04.2014 УМС издан приказ от 23.04.2014 № 83 «О заключении договора аренды объектов теплоснабжения (инженерно-коммуникационной сети) с ООО «Теплоснаб».

В соответствии с данным приказом между УМС и ООО «Теплоснаб» заключен договор аренды от 23.04.2014. Перечень передаваемого имущества установлен Приложением 1 к договору аренды муниципального имущества от 23.04.2014. В соответствии с данным приложением ООО «Теплоснаб» переданы 10 объектов муниципального имущества, являвшиеся объектом договора от 15.03.2013 № 12, от 15.02.2014 № 7: 9 объектов – тепловые сети, являвшиеся также объектом договора аренды от 22.11.2011 № 21; 1 объект – сети горячего водоснабжения, расположенные по адресу Челябинская обл., г. Чебаркуль, ул. Елагина-Шоссейная общей протяженностью 868 метров. Срок действия договора установлен пунктом 1.3 договора аренды от 24.04.2014: с 23.04.2014 по 22.03.2015. Акт приема передачи муниципального имущества по данному договору подписан сторонами 23.04.2014.

 

2.1 Частью 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного и муниципального имущества, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 № 67  утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее – Правила).

Подпункт 10 пункта 40 Правил указывает на то, что в конкурсной документации должны содержаться критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с пунктом 77 Правил.

Пункт 77 Правил содержит перечень критериев оценки заявок на участие в конкурсе. В соответствии с пунктом 81 Правил, использование иных критериев оценки заявок на участие в конкурсе не допускается.

Пунктом 11.2 конкурсной документации установлен критерий оценки заявок участников торгов «Проведение аварийно-восстановительных работ на сетях теплоснабжения и ремонт оборудования на них». Начальным (максимальным) значением установлено 24 часа. Значимость критерия установлена равной 0,25.

Пунктом 11.3 конкурсной документации установлен критерий оценки заявок участников торгов «Подготовка сетей теплоснабжения и оборудования на них к осенне-зимнему периоду». Начальным (максимальным) значением является дата 15 сентября. Значимость критерия установлена равной 0,25.

Указанные критерии не могут быть установлены в качестве критериев оценки заявок на участие в конкурсе, так как не предусмотрены перечнем критериев, закрепленным в пункте 77 Правил. Действия УМС по утверждению конкурсной документации, устанавливающей критерии заявок участников торгов, не предусмотренные действующим законодательством, являются нарушением пункта 81 Правил.

 

2.2 Согласно подпункту 14 пункта 40 Правил конкурсная документация должна содержать информацию о сроке, в течение которого должен быть подписан проект договора, составляющий не менее десяти дней со дня размещения на официальном сайте торгов протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе либо протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе в случае, если конкурс признан несостоявшимся по причине подачи единственной заявки на участие в конкурсе либо признания участником конкурса только одного заявителя. В нарушение подпункта 14 пункта 40 Правил конкурсная документация не содержит указанной информации.

Частью 7 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции установлено, что заключение договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах конкурса или аукциона на официальном сайте торгов не допускается.

Протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе № 1-В, в соответствии с которым конкурс признан не состоявшимся ввиду подачи на участие в конкурсе одной заявки, составлен 23.04.2014. Договор аренды по результатам проведения торгов заключен между УМС и ООО «Теплоснаб» 23.04.2014.

Действия УМС и ООО «Теплоснаб» по заключению договора аренды по результатам проведения конкурса в день подведения итогов проведения торгов являются нарушением части 7 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.

 

2.3 В соответствии с пунктом 29 Правил извещение о проведении конкурса размещается на официальном сайте торгов не менее чем за тридцать дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе. Извещение о проведении конкурса также может быть опубликовано в любых средствах массовой информации, а также размещено в любых электронных средствах массовой информации, при условии, что такие опубликование и размещение не могут осуществляться вместо предусмотренного пунктом 29 Правил размещения (пункт 30 Правил).

Отсутствие публикации извещения на официальном сайте www.torgi.gov.ru и опубликование извещения о проведении конкурса в печатном издании за 1 день до окончания срока приема заявок на участие в торгах не соответствуют требованиям пункта 29 Правил. Кроме того, опубликование информации в печатном издании не освобождает организатора торгов от обязанности разместить извещение о проведении торгов на официальном сайте.

Следует отметить, что информационный вестник «Диалог» имеет ограниченную территорию распространения (фойе Администрации и Чебаркульская городская библиотека), малый тираж (300 экземпляров). Таким образом, размещение извещения только в печатном издании, которое доступно узкому кругу претендентов на участие в торгах (находящихся на территории Чебаркульского городского округа и только при личном получении), не соответствует принципам открытости и доступности информации о проведении торгов и может препятствовать участию в торгах иным хозяйствующим субъектам ввиду недоступности соответствующих сведений о проведении торгов.

Пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Действия УМС, выразившиеся в не опубликовании извещения о проведении конкурса в соответствии с требованиями действующего законодательства на официальном сайте www.torgi.gov.ru, опубликовании извещения о проведении торгов в информационном вестнике «Диалог», имеющем ограниченную территорию распространения, за день до окончания срока приема заявок на участие в конкурсе, направлении информационного письма о проведении конкурса в адрес конкретного хозяйствующего субъекта (ООО «Теплоснаб»), ставшего впоследствии единственным участником торгов, привели к созданию данному хозяйствующему субъекту преимущественных условий участия в торгах в виду предоставления информации о проведении конкурса в приоритетном порядке, могли привести к сокращению числа потенциальных участников торгов ввиду отсутствия общедоступной, в том числе за пределами Чебаркульского городского округа, информации о проведении конкурса, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при проведении конкурса, противоречат положениям части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, УМС при утверждении конкурсной документации, организации и проведении конкурса от 23.04.2015, заключении договора по результатам проведения торгов допущены нарушения пунктов 29, 40, 77, 81 Правил, части 7 статьи 17.1, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, чем созданы для ООО «Теплоснаб» преимущественные условия участия в конкурсе, в том числе путем предоставления информации в приоритетном порядке, в результате чего указанный хозяйствующий субъект получил необоснованные преимущества в доступе к заключению договора аренды муниципального имущества и, соответственно, в получении муниципального имущества в пользование в целях ведения предпринимательской деятельности.

 

2.4. УМС 24.03.2014 утверждена конкурсная документация, положения которой противоречат требованиям действующего законодательства. 31.03.2014 УМС в адрес ООО «Теплоснаб» направлена информация о проведении торгов, на основании которой ООО «Теплоснаб» 16.04.2014 получена конкурсная документация.

Извещение о проведении конкурса опубликовано в Официальном вестнике Чебаркульского городского округа 22.04.2014 в номере 3/6 (21), на официальном сайте www.torgi.gov.ru извещение в нарушение требований действующего законодательства не публиковалось. При этом заявка на участие в конкурсе представлена ООО «Теплоснаб» 17.04.2014, то есть за 5 дней до опубликования извещения.

23.04.2014 конкурсной комиссией УМС конкурс признан несостоявшимся ввиду поступления единственной заявки на участие в конкурсе от ООО «Теплоснаб». На основании изложенного УМС принято решение о заключении с ООО «Теплоснаб» договора аренды и соответствующий договор заключен.

В этот же день (23.04.2014) ООО «Теплоснаб» на имя председателя ГК ЕТО направлено письмо (исх. № 01-01/74), которым Общество просит на основании договора № 7 от 15.02.2014 и договора № б/н от 23.04.2014, а также Постановления ГК ЕТО № 4/2 от 31.01.2014 утвердить для ООО «Теплоснаб» тарифы на услуги по передаче тепловой энергии от котельных ООО «Мечел-Энерго» и ОАО «РЭУ-Екатеринбургский», станции Мисяш, санатория «Чебаркуль», санатория «Каменный цветок». В подтверждение наличия у Общества имущества, необходимого для предоставления услуг, ООО «Теплоснаб» приложен договор аренды от 23.04.2014.

25.04.2014 Постановлением ГК ЕТО № 18/72 для ООО «Теплоснаб» на основании договора аренды муниципального имущества от 23.04.2014 утвержден тариф на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ООО «Теплоснаб» от ООО «Мечел-Энерго» и ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» - филиала Экатеринбургский. В частности, согласно заключению по экспертизе фактических затрат по передаче тепловой энергии и тарифа на оказываемые ООО «Теплоснаб» Услуги по передаче тепловой энергии, отпускаемой ООО «Мечел-Энерго» и ОАО «Ремонтно-эксплуатационное управление» - филиалом «Екатеринбургский», на 2014 год от 24.04.2014 по показателю «Оценка уровня технического оснащения организации» учтен договор аренды от 23.04.2014.

28.04.2014 начальником Отдела муниципального имущества УМС на имя начальника УМС представлена служебная записка (исх. № 1415), которой сообщается об отсутствии публикации информации о проведении конкурса на сайте www.torgi.gov.ru.

28.04.2014 УМС издан приказ № 85 «Об отмене приказа от 24.03.2014 № 55», в соответствии с которым отменен приказ УМС от 24.03.2014 № 55, а также признаны недействительными результаты торгов по продаже права аренды муниципального имущества, проведенных на основании указанного приказа.

Приказом УМС от 28.04.2014 № 86 отменен Приказ УМС от 23.04.2014 № 83 «О заключении договора аренды объектов теплоснабжения (инженерно-коммуникационные сети) с ООО «Теплоснаб». Кроме того, Отделу муниципального имущества предписано расторгнуть договор аренды, заключенный с ООО «Теплоснаб» по итогам проведения конкурса.

29.04.2014 УМС на имя директора ООО «Теплоснаб» направлено уведомление (исх. № 1428) о признании торгов от 23.04.2014 недействительными и досрочном расторжении договора от 23.04.2014.

08.05.2014 Администрацией на имя начальника производственного отдела ООО «Мечел-Энерго» направлено письмо (исх. № 1355), которым сообщается, что вопросы, связанные с транспортировкой тепловой энергии находятся в ведении ООО «Теплоснаб».

12.05.2014 УЖКХ на имя начальника производственного отдела ООО «Мечел-Энерго» направлено письмо (исх. № 834), которым сообщается, что сетевой организацией, осуществляющей передачу тепловой энергии является ООО «Теплоснаб». Кроме того, УЖКХ сообщает, что для ООО «Теплоснаб» Постановлением ГК ЕТО от 25.04.2014 № 18/72 утвержден тариф на передачу тепловой энергии от котельной ООО «Мечел-Энерго».

Согласно пояснениям ООО «Теплоснаб» о признании конкурса и итогов его проведения недействительными Обществу стало известно в мае 2014 года.

 

Таким образом, УМС при проведении конкурса в нарушение требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции предприняты меры по ограничению количества возможных участников конкурса, в том числе путем установления не предусмотренных действующим законодательством критериев оценки заявок участников торгов, не опубликования информации о проведении конкурса на официальном сайте www.torgi.gov.ru и направления информации о проведении конкурса в адрес одного хозяйствующего субъекта, ставшего впоследствии единственным участником конкурса. Указанные действия лишили возможности участия иных заинтересованных в получении муниципального имущества хозяйствующих субъектов в торгах на право заключения договора аренды данного имущества, ввиду чего на участие в конкурсе не было подано ни одной заявки, помимо заявки ООО «Теплоснаб».

Кроме того, договор по результатам проведения конкурса в нарушение требований части 7 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключен в день подведения итогов проведения конкурса. При этом результаты проведения конкурса УМС опубликованы не были. В результате указанных действий заинтересованные в получении муниципального имущества хозяйствующие субъекты были лишены возможности обжаловать итоги проведения торгов.

Таким образом, действиями УМС для ООО «Теплоснаб» была обеспечена исключительная возможность участия в торгах и заключения договора по итогам их проведения.

Изложенное позволяет прийти к выводу о заинтересованности УМС в привлечении к оказанию на территории Чебаркульского городского округа услуг по теплоснабжению, горячему водоснабжению именно ООО «Теплоснаб». Проведение конкурса при этом обусловлено необходимостью утверждения для ООО «Теплоснаб» тарифов на оказываемые услуги, что без проведения конкурса на основании краткосрочного договора аренды не представлялось возможным.

Договор аренды по результатам проведения конкурса заключен фактически на время утверждения ООО «Теплоснаб» тарифа на передачу тепловой энергии на территории города Чебаркуля, после чего УМС в адрес ООО «Теплоснаб» направлено уведомление о признании конкурса недействительным и расторжении договора аренды.

ООО «Теплоснаб», несмотря на признание конкурса и результатов его проведения недействительными, продолжило пользоваться муниципальным имуществом, которое было передано ООО «Теплоснаб» по договорам от 15.02.2014 № 7, от 23.04.2014, и не приняло мер по возврату муниципального имущества в казну муниципального образования. Согласно акту приема-передачи муниципального имущества, подписанному УМС, ООО «Теплоснаб», муниципальным унитарным предприятием «Теплоэнергоснабжение», муниципальное имущество было передано от ООО «Теплоснаб» Предприятию только 17.09.2014.

В свою очередь, УМС в дальнейшем не принимало мер по истребованию находящегося у ООО «Теплоснаб» муниципального имущества и повторному проведению торгов ввиду отмены конкурса от 23.04.2014, что также свидетельствует о направленности действий УМС по проведению конкурса с нарушением требований действующего законодательства и ООО «Теплоснаб» по участию в нем на заключение договора аренды муниципального имущества по результатам проведения торгов с единственной целью – утверждения ООО «Теплоснаб» тарифов на передачу тепловой энергии с использованием переданного по нему муниципального имущества, поскольку утверждение тарифов было невозможным по краткосрочному договору аренды № 7 от 15.02.2014, и создания тем самым для ООО «Теплоснаб» возможности осуществления предпринимательской деятельности с использованием муниципального имущества.

О наличии взаимной заинтересованности в проведении торгов с нарушениями антимонопольного законодательства, направленными на ограничение количества участников конкурса и создание конкретному хозяйствующему субъекту исключительной возможности в доступе к заключению договора аренды по результатам проведения торгов, а также в последующем заключении договора аренды на время и в целях утверждения для ООО «Теплоснаб» тарифа на передачу тепловой энергии, свидетельствует также непринятие УМС и ООО «Теплоснаб» мер по доведению до ГК ЕТО информации о расторжении договора, послужившего основанием для утверждения ООО «Теплоснаб» тарифа, публикации такой информации, в том числе в средствах массовой информации, опубликовавших извещение о проведении конкурса.

 

Указанные выше обстоятельства, в том числе:

- осуществление УМС действий, направленных на ограничение количества возможных участников конкурса путем неосуществления обязательного в соответствии с требованиями действующего законодательства опубликования извещения на официальном сайте торгов www.torgi.gov.ru, утверждения конкурсной документации, не соответствующей требованиям Правил, направления в адрес ООО «Теплоснаб» информации о проведении торгов в приоритетном порядке, опубликования извещения о проведении торгов в информационном вестнике «Диалог», имеющем ограниченную территорию распространения, за день до окончания срока приема заявок на участие в конкурсе, в результате чего для ООО «Теплоснаб» была обеспечена исключительная возможность участия в торгах и заключения договора аренды по итогам их проведения;

- действия УМС по неопубликованию итогов проведения торгов, а также действия ООО «Теплоснаб» и УМС по заключению договора аренды от 23.04.2015 в нарушение требований части 7 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в день подведения итогов проведения торгов и до опубликования результатов проведения торгов, в результате осуществления которых потенциально заинтересованные в получении муниципального имущества хозяйствующие субъекты были лишены возможности обжаловать итоги проведения торгов;  

- не направление УМС и ООО «Теплоснаб» в ГК ЕТО информации о признании торгов недействительными и расторжении договора аренды от 23.04.2014, на основании которого ООО «Теплоснаб» был утвержден тариф на передачу тепловой энергии;

- непринятие ООО «Теплоснаб» мер по возврату муниципального имущества, переданного ему по договорам аренды № 7 от 15.02.2014 и от 23.04.2014 после признания конкурса и результатов его проведения недействительными, а также при отсутствии правовых оснований для дальнейшего использования указанного муниципального имущества;

- непринятие УМС мер по истребованию из пользования ООО «Теплоснаб» муниципального имущества ввиду признания торгов и результатов их проведения недействительными, а также отсутствия у ООО «Теплоснаб» правовых оснований для пользования имуществом по договору аренды № 7 от 15.02.2014;

- неопубликование УМС решений о признании торгов и итогов их проведения недействительными, а также непринятие УМС мер по повторному проведению торгов ввиду отмены конкурса от 23.04.2014 с соблюдением требований действующего законодательства;

свидетельствуют о заинтересованности УМС и ООО «Теплоснаб» в привлечении данного хозяйствующего субъекта к осуществлению деятельности по теплоснабжению на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области и наличии между УМС и ООО «Теплоснаб» соглашения, выраженного, в том числе, в договоре аренды от 23.04.2014 и направленного на создание условий для использования и обеспечение возможности осуществления ООО «Теплоснаб» предпринимательской деятельности с использованием муниципального имущества, переданного по договорам от 15.02.2014 № 7 и от 23.04.2014.

В результате изложенного ООО «Теплоснаб» были созданы преимущественные условия осуществления предпринимательской деятельности с использованием муниципального имущества, препятствия иным хозяйствующим субъектам в осуществлении предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области с использованием муниципального имущества, ограничен доступ на данный товарный рынок иным организациям, что могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке и противоречит статье 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункту 4 указанной нормы.

 

3. На основании изложенного Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу, что в период с 15.02.2014 до 17.09.2014 между ООО «Теплоснаб» и УМС существовало устное соглашение, направленное на передачу и создание условий для использования ООО «Теплоснаб» на протяжении длительного периода времени муниципального имущества без проведения конкурентных процедур, обеспечение ему возможности ведения предпринимательской деятельности с использованием указанного имущества, результатом которого явилось ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам на рынок теплоснабжения на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области на конкурентной основе ввиду лишения их возможности получить в пользование муниципальное имущество, необходимое для ведения предпринимательской деятельности на указанном рынке, что противоречит статье 16 Закона о защите конкуренции.

При этом УМС и ООО «Теплоснаб» было известно о противоправности заключения без проведения конкурентных процедур краткосрочного договора аренды муниципального имущества и последующего его продления на неопределенный срок, продолжения использования муниципального имущества после окончания срока действия договора, непринятия мер по возврату муниципального имущества в казну муниципального образования, создания условий для осуществления деятельности с использованием муниципального имущества после окончания срока действия договора аренды и т.д., ввиду принятия ранее Челябинским УФАС России в отношении указанных лиц решения по делу № 50-07/13 о нарушении антимонопольного законодательства по аналогичным фактам.

 

Поскольку в соответствии с Определением Арбитражного суда Челябинской области от 06.06.2014 по делу № А76-15712/2012 муниципальное имущество, переданное по договору аренды № 7 от 15.02.2014 и договору аренды от 23.04.2014, возвращено в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия «Теплоэнергоснабжение», Комиссия Челябинского УФАС России считает возможным предписание УМС и ООО «Теплоснаб» не выдавать.

 

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции оснований для прекращения рассмотрения дела в отношении Управления муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области и общества с ограниченной ответственностью «Теплоснаб» по статье 16 Закона о защите конкуренции. 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать договор аренды муниципального имущества от 15.02.2014 № 7, заключенный между Управлением муниципальной собственности администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области и ООО «Теплоснаб» с нарушением требований части 1 статьи 15, части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции в отсутствие конкурентных процедур, при наличии организации также претендующей на право пользования данным муниципальным имуществом, что создает ограничения для доступа на товарный рынок иных хозяйствующих субъектов, заключение которого обусловлено интересом каждого из участников указанного соглашения и результатом которого могло явиться недопущение, ограничение, устранение конкуренции, соглашением, противоречащим статье 16 Закона о защите конкуренции, в том числе положениям пункта 4 указанной статьи.

2. Признать нарушением статьи 16 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 4 указанной нормы, действия Управления муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области и общества с ограниченной ответственностью «Теплоснаб», выразившиеся в заключении устного соглашения, направленного на передачу и создание условий для использования ООО «Теплоснаб» на протяжении длительного периода времени муниципального имущества без проведения конкурентных процедур, обеспечение ему возможности ведения предпринимательской деятельности с использованием указанного имущества, результатом которого явилось ограничение доступа иным хозяйствующим субъектам на рынок теплоснабжения на территории Чебаркульского городского округа Челябинской области на конкурентной основе ввиду лишения их возможности получить в пользование муниципальное имущество, необходимое для ведения предпринимательской деятельности на указанном рынке.

3. Предписание Управлению муниципальной собственности Администрации Чебаркульского городского округа Челябинской области и обществу с ограниченной ответственностью «Теплоснаб» не выдавать.

4. Передать соответствующему должностному лицу Челябинского УФАС России материалы настоящего дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по выявленным признакам административного правонарушения.

5. Иные меры по устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства, а также по обеспечению конкуренции не принимать ввиду отсутствия оснований для их принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны