Решение б/н РЕШЕНИЕ и ПРЕДПИСАНИЕ № 341-12684-16/7 по жалобе ООО «Глобал... от 10 января 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 341-12684-16/7

по жалобе ООО «Глобал-Авто»

 

 

Резолютивная часть решения оглашена

28.12.2016 г.                                                                                                                               г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе:.... (далее – Комиссия Самарского УФАС России),

рассмотрев жалобу ООО «Глобал-Авто» (далее – Заявитель) на действия Новокуйбышевского муниципального унитарного пассажирского транспортного предприятия (далее – НМУ ПТП, Заказчик) при проведении запроса котировок на поставку автомобильных шин и камер для НМУ ПТП (Извещение № 31604420940) (далее – Запрос котировок),

в присутствии представителей ООО «Глобал-Авто» – О.О.А. (доверенность от 28.12.2016 г.), НМУ ПТП – Д. В.В. (доверенность от 27.12.2016 г.), Ж. В.Н. (доверенность от 27.12.2016 г.),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.12.2016 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Глобал-Авто» на действия НМУ ПТП при проведении Запроса котировок.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, требование Заказчика о нахождении склада Поставщика не далее 15 км от склада Заказчика является неправомерным.

На основании вышеизложенного, Заявитель просит провести проверку действий Заказчика, признать жалобу обоснованной и выдать предписание об устранении нарушений при проведении Запроса котировок.

Заказчиком письмом от 26.12.2016 № 745 представлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 22.12.2016 г. № 11802/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

1. 02.12.2016 г. Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение № 31604420940 о проведении Запроса котировок (далее – Извещение) и документация (далее - Документация о закупке).

В соответствии с Извещением предметом Запроса котировок является поставка автомобильных шин и камер для НМУ ПТП.

Заказчиком выступило Новокуйбышевское муниципальное унитарное пассажирское транспортное предприятие.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что 01.09.2015 г. на сайте         http://zakupki.gov.ru Заказчиком размещена действующая на момент размещения Извещения редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд Новокуйбышевского муниципального унитарного пассажирского транспортного предприятия.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и положением о закупке.

 

2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

1) координация организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками деятельности их участников, а также заключение соглашений между организаторами торгов и (или) заказчиками с участниками этих торгов, если такие соглашения имеют своей целью либо приводят или могут привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для каких-либо участников, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;

3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений;

4) участие организаторов торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиков и (или) работников организаторов или работников заказчиков в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

В ходе рассмотрения настоящей жалобы было установлено, что Извещение и Информационная карта (Приложение № 1 Документации о закупке) содержат обязательное требование о наличии у Поставщика склада, расположенного не далее 15 км от склада Заказчика. Доставка товара от склада Поставщика осуществляется транспортом Заказчика. Срок поставки товара —    в течение 1 дня с момента подачи заявки.

Техническое задание (Приложение № 2 Документации о закупке) устанавливает аналогичное требование в качестве обязательного условия поставки товара.

В силу пункта 3 Раздела 3 «Порядок проведения запроса котировок» (Приложение № 3 Документации о закупке) комиссия отклоняет котировочные заявки, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, или предложенная в котировочных заявках цена товаров, работ, услуг превышает максимальную (начальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок. Комиссия также отклоняет котировочную заявку в случае наличия сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков, если такое требование установлено в извещении о проведении запроса котировок.  Отклонение котировочных заявок по иным основаниям не допускается.

Согласно доводам Заказчика, спорное требование установлено с целью оптимизации и сокращения времени пополнения необходимого количества товара, а также затрат на его хранение. При этом, увеличение расстояния до места получения товара влечет за собой увеличение времени на поставку товара.

При этом, из анализа содержания Извещения и Документации о закупке следует, что требование о наличии у Поставщика склада, расположенного не далее 15 км от склада Заказчика, является необоснованным и ограничивает количество участников закупочной процедуры, ставя возможность такого участия в зависимости от места нахождения складских помещений.

К тому же, нахождение склада поставщика на расстоянии более 15 км от склада НМУ ПТП не может свидетельствовать о безусловном нарушении сроков поставки либо о невозможности такой поставки в течение одного дня.

Более того, несоответствие потенциального участника этому требованию является не критерием оценки, а основанием для отказа в допуске к участию в Запросе котировок.

Со стороны Заказчика Комиссии Самарского УФАС России доказательств необходимости и обоснованности установления обжалуемого требования не представлено.

14.12.2016 г. Заказчиком в единой информационной системе размещен Протокол о результатах запроса котировок № 42 от 14.12.2016 года.

Согласно указанному Протоколу на участие в Запросе котировок поступило три заявки, две из которых не были допущены, в том числе по причине несоответствия требованиям котировочной документации, а именно нарушены требования к условиям поставки товара, установленные в Извещении (нахождение складских помещений далее 15 км от склада Заказчика).

Таким образом, в действиях НМУ ПТП содержится нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и части 5 статьи 3 Закона о закупках.

Учитывая факт заключения Заказчиком договора поставки № 91 по результатам Запроса котировок, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

 

3. В соответствии с частью 17 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции при рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений.

В силу пункта 7.26 Положения договор заключается в соответствии со сроками, установленными в извещении о проведении запроса котировок, но не ранее, чем через три рабочих дня и не позднее, чем через двадцать дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Согласно пункту 9 Раздела 3 «Порядок проведения запроса котировок» (Приложение № 3 Документации о закупке) договор заключается в соответствии со сроками, установленными в извещении о проведении запроса котировок, но не ранее, чем через три рабочих дня и не позднее, чем через двадцать дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

Из Извещения следует, что срок подписания победителем Запроса котировок договора составляет 3 рабочих дня со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.

В ходе рассмотрения жалобы ООО «Глобал-Авто» было установлено, что 19.12.2016 г. по итогам Запроса котировок был заключен договор поставки № 91.

При этом, Протокол о результатах запроса котировок № 42 от 14.12.2016 года был опубликован Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru 14.12.2016 года.

Учитывая вышеизложенное, указанный Договор был заключен на пятый день после опубликования итогового протокола в единой информационной системе.

Из положений статьи 1 Закона о закупках следует, что целью регулирования данного Закона является, в том числе, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Для достижения названных целей участникам закупки предоставлено право в порядке, установленном антимонопольным органом, обжаловать действия (бездействие) заказчика при закупке товаров, работ, услуг (часть 10 статьи 3 Закона о закупках).

В соответствии с частью 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Частями 18, 19 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что со дня направления уведомления, предусмотренного частью 11 названной статьи, торги приостанавливаются до рассмотрения жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии по существу. В случае принятия жалобы к рассмотрению организатор торгов, которому в порядке, установленном частью 11 названной статьи, направлено уведомление, не вправе заключать договор до принятия антимонопольным органом решения по жалобе. Договор, заключенный с нарушением данного требования, является ничтожным.

Следовательно, установление в положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной в Законе о закупках и Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, фактически исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с жалобой какого-либо юридического смысла.

Разрабатываемое заказчиком положение о закупках не должно вступать в противоречие с Законом о защите конкуренции в соответствующей части, а , напротив, призвано обеспечивать реализацию права на защиту в административном порядке путем установления соответствующего порядка заключения договора по результатам закупок.

Кроме того, сокращение либо исключение указанного срока направлено на снижение эффективности защиты гражданских прав (аналогичные выводы отражены в Определении Верховного Суда РФ от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014).

Таким образом, НМУ ПТП был сокращен законодательно установленный десятидневный срок на обжалование в антимонопольный орган действий заказчика, что свидетельствует о нарушении требований статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о необходимости выдачи предписания о внесении изменений в Положение относительно сроков заключения договора по результатам запроса котировок.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «Глобал-Авто» обоснованной.

2. Признать в действиях НМУ ПТП нарушение пункта 2 части 1 и части 5 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3. Выдать предписание в соответствии с пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов.

4. Передать материалы жалобы 341-12684-16/7 уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 7.32.4 КоАП РФ.

 

 

 

Заместитель Председателя Комиссии:

...

 

Члены Комиссии:

 

...

 

...

 

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 341-12684-16/7

по жалобе ООО «Глобал-Авто»

 

Предписание оглашено:

28.12.2016 г.                                                                                                                                   г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе: ... (далее – Комиссия Самарского УФАС России),

в присутствии представителей ООО «Глобал-Авто» – О. О.А. (доверенность от 28.12.2016 г.), НМУ ПТП – Д. В.В. (доверенность от 27.12.2016 г.), Ж. В.Н. (доверенность от 27.12.2016 г.),

на основании решения № 341-12684-16/7 по жалобе ООО «Глобал-Авто» (далее – Заявитель) на действия Новокуйбышевского муниципального унитарного пассажирского транспортного предприятия (далее – НМУ ПТП, Заказчик) при проведении запроса котировок на поставку автомобильных шин и камер для НМУ ПТП (Извещение № 31604420940) (далее – Запрос котировок),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. НМУ ПТП:

- не позднее десяти рабочих дней со дня получения настоящего Предписания внести изменения в Положение о закупке товаров, работ, услуг для нужд Новокуйбышевского муниципального унитарного пассажирского транспортного предприятия, в части сроков заключения договора по результатам запроса котировок, с учетом решения Самарского УФАС России № 341-12684-16/7.

 

2. О выполнении настоящего Предписания сообщить не позднее пяти дней со дня его выполнения, направив в адрес Самарского УФАС России надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающих исполнение предписания.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии:                                                              ...

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                   ...

 

                                                                                                                                   

                                                                                                                              ...

 

 

 

В соответствии с частью 3.1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, настоящее предписание обязательно для исполнения.

 

Примечание: В соответствии с частью 7.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного решения или предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, либо его территориального органа об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны