Постановление №09/74526/17 Постановление о наложении штрафа по делу № 4-19.8-1583/00-03... от 27 октября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу № 4-19.8-1583/00-03-17

об административном правонарушении

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «24» октября 2017 года

В полном объеме постановление изготовлено «27» октября 2017 года

 

Я, заместитель начальника Правового управления Федеральной антимонопольной службы Крюков Алексей Сергеевич, рассмотрев материалы дела № 4-19.8-1583/00-03-17 об административном правонарушении, возбужденного в отношении АО «Федеральная пассажирская компания» (адрес: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34; ИНН:7708709686; КПП: 770801001; ОГРН: 1097746772738; дата регистрации в качестве юридического лица — 03.12.2009; далее – АО «ФПК», общество), в присутствии представителя по доверенности от 18.08.2017 № 307-Д Пирожкова Валентина Олеговича, которому разъяснены права лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП), а также права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП,

УСТАНОВИЛ:

ФАС России в рамках осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, в связи с поступлением заявлений граждан по вопросу стоимости проездных документов на поезда, сформированной (установленной) в рамках системы динамического ценообразования, а также руководствуясь статьями 22, 25 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) письмом от 23.06.2017 № АР/42625/17 были запрошены у АО «ФПК» сведения и информация, заверенные надлежащим образом (далее — Запрос).

В соответствии с Запросом АО «ФПК» надлежало представить до 03.07.2017 следующие сведения и информацию:

1. Общее описание системы динамического ценообразования, с указанием внутренних не нормативных правовых актов, регулирующих ее формирование и функционирование.

2. Экономическое обоснование формирования стартовой цены на билет на поезд № 024 М «Москва-Казань» в апреле 2017 года, с указанием калькуляции статьи затрат, расчётных смет формирования себестоимости, порядка расчетов, а также полное правовое, экономическое и технологическое основание такой цены (тарифа), с приложением копий подтверждающих документов;

3. Письменные пояснения об увеличении цены проезда в зависимости от количества реализованных билетов и дней до отправления поезда на примере поездов 244 А «Москва - Санкт-Петербург», 024 М «Москва-Казань» с экономическим расчетом, обосновывающим стартовую цену и каждое изменение.

4. Документ (со всеми изменениями и дополнениями), регламентирующий работу:

- автоматизированной системы управления маркетинговой деятельности АО «ФПК» с системой АСУ «Экспресс 3»;

- аналитиков, производящих ручную корректировку тарифа, в том числе документы, которыми утвержден и введен в действие запрашиваемый документ.

5.Математическую модель и описание математической модели расчета тарифов на поезд в зависимости от категории места (верхняя, нижняя полка), дня недели, глубины продажи, текущей загрузки поезда системы АСУ «Экспресс 3»;

6.Тарифные таблицы (дата, номер документа и документ которым утверждены тарифные таблицы), используемые для определения «статичной цены» на проездной документ;

7.Письменные пояснения о факторах (причинах), влияющих на невозможность реализации проездных документов более чем за 60 суток до отправления поезда (с приложением копий подтверждающих документов).

      • Исторические данные о стоимости проездных документов на примере поезда 024 М «Москва-Казань» за 2015, 2016, 2017 гг. по приведенным ниже таблицам:

 

Количество дней до отправления

Стоимость билета на поезд 024М «Москва-Казань» отправление 30.04.2015

Стоимость билета на поезд 024М «Москва-Казань» отправление 29.04.2016

Стоимость билета на поезд 024М «Москва-Казань» отправление 28.04.2017

Письменные пояснения о причинах изменения (Увеличения или уменьшения) стоимости проездного документа, в том числе с указанием экономического, технологического обоснования, с указанием ручной корректировки, в случае её наличия

60

 

 

 

 

59

 

 

 

 

58

 

 

 

 

….

 

 

 

 

 

 

Количество дней до отправления

Стоимость билета на поезд 024М «Москва-Казань» отправление 30.12.2014

Стоимость билета на поезд 024М «Москва-Казань» отправление 30.12.2015

Стоимость билета на поезд 024М «Москва-Казань» отправление 30.12.2016

Письменные пояснения о причинах изменения (Увеличения или уменьшения) стоимости проездного документа, в том числе с указанием экономического, технологического обоснования, с указанием ручной корректировки, в случае её наличия

60

 

 

 

 

59

 

 

 

 

58

 

 

 

 

….

 

 

 

 

 

 

Количество дней до отправления

Стоимость билета на поезд 024М «Москва-Казань» отправление 11.06.2015

Стоимость билета на поезд 024М «Москва-Казань» отправление 10.06.2016

Стоимость билета на поезд 024М «Москва-Казань» отправление 09.06.2017

Письменные пояснения о причинах изменения (Увеличения или уменьшения) стоимости проездного документа, в том числе с указанием экономического, технологического обоснования, с указанием ручной корректировки, в случае её наличия

60

 

 

 

 

59

 

 

 

 

58

 

 

 

 

….

 

 

 

 

9. Письменные пояснения о формировании статичной цены на примере поезда 024 М «Москва-Казань» (отправление 19 июня 2017 года в 23 часа 08 минут) с подробным расчетом.

10. Последний утвержденный график движения поездов по направлениям «Москва-Казань», «Москва-Санкт-Петербург».

Запрос направлен в адрес АО «ФПК» 26.06.2017 (почтовый идентификатор — 12599312266358).

АО «ФПК» Запрос был получен 03.07.2017, что подтверждается сведениями с официального сайта ФГУП «Почта России» об отслеживании почтовых отправлений.

В связи с необходимостью предоставить большой объем информации срок предоставления информации был продлен по ходатайству АО «ФПК» (вх. от 03.07.2017 № 100393-Ф/17) до 14.07.2017, по ходатайству (вх. от 14.07.2017 № 107237/17) до 19.07.2017.

Таким образом, АО «ФПК» был установлен разумный срок (в соответствии с поступившими ходатайствами) для подготовки и представления в ФАС России запрошенной информации.

В письме АО «ФПК» (вх. от 05.10.2017 № 151668/17) указано, что письмом от 14.07.2017 № ИСХ-9487/ФПК обществом направлена запрашиваемая информация, содержащая ответы на каждый из вопросов, указанных в Запросе, что не подтверждается материалами дела.

Вместе с тем, по результатам анализа представленной АО «ФПК» информации (вх. от 18.07.2017 № 109145/17), ФАС России установлено, что сведения по пунктам 1, 2, 4, 5, 9 Запроса не представлены/представлены не в полном объеме.

Так, по пункту 1 обществом не представлены внутренние ненормативные правовые акты, регулирующие формирование и функционирование системы динамического ценообразования.

Распоряжением от 19.12.2016 № 1333р, на которое ссылается АО «ФПК» в ответе на Запрос, установлены только максимальные уровни сегментных тарифов (без учета сервисных услуг), что не является актом, обосновывающим систему динамического ценообразования. Кроме того, собственно распоряжение от 19.12.2016 № 1333р также не представлено.

По пункту 2 АО «ФПК» не представлена калькуляция статьи затрат, расчетных смет формирования себестоимости, обоснование цены/тарифа, а также подтверждающие документы.

По пункту 4 обществом не указан документ, регламентирующий работу аналитиков, производящих корректировку тарифа, а также акт, которым такой документ утвержден и введен в действие. То есть сведения о том, каким актом руководствуются аналитики при корректировке тарифа, отсутствуют.

Информация, запрашиваемая пунктом 5 Запроса, а именно математическая модель расчета тарифа на поезд в зависимости от категории места, дня недели глубины продажи, загрузки поезда и ее описание также не представлена.

Пояснения о формировании статичной цены на примере поезда 024 М «Москва-Казань», а также расчет формирования такой цены, запрашиваемые пунктом 9, в ответе АО «ФПК» отсутствуют. При этом, необходимо отметить, что представленные АО «ФПК» расчеты являются некорректными и не поясняют формирование реальной цены, указанной в ответе общества на Запрос ФАС России.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в пункте 3.1 Постановления от 17.01.2013 № 1-П, непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации) могут повлечь неполное и (или) несвоевременное исследование антимонопольными органами соответствующих фактических обстоятельств, специфики товарных рынков и, как следствие, - искажение результатов контрольных мероприятий, нарушение прав и законных интересов субъектов, чья деятельность находится в сфере антимонопольного контроля, а также иных лиц.

Таким образом, непредставление Заявителем затребованной информации препятствует осуществлению антимонопольным органом своих функций и полномочий.

Документов, подтверждающих невозможность предоставления запрошенной информации в ФАС России в срок до 19.07.2017 не представлено.

В силу части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях. По результатам анализа, представленных входящим письмом № 109145/17 от 18.07.2017 от АО «ФПК» информации и документов, ФАС России установлено, что сведения на Запрос предоставлены не в полном объеме.

Факт совершения административного правонарушения АО «ФПК» подтверждается протоколом от 17.10.2017 по делу № 4-19.8-1583/00-03-17 об административном правонарушении, а также другими материалами дела.

Согласно части 5 статьи 3.8 КоАП срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока.

Временем совершения административного правонарушения является 20.07.2017 (день, следующий за датой представления информации, согласно Запросу).

Местом совершения административного правонарушения является место нахождения АО «ФПК»: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в сфере защиты конкуренции и порядка управления.

Объективная сторона состоит в непредставлении сведений (информации), по мотивированному требованию антимонопольного органа.

Субъект административного правонарушения: АО «ФПК» (адрес: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34; ИНН:7708709686).

Субъективная сторона: в соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Поскольку АО «ФПК» знало о необходимости представления в антимонопольный орган запрашиваемой информации в соответствии с требованиями части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, имело возможность своевременно и в необходимом объеме представить в ФАС России запрашиваемые информацию и документы (либо сведения об их отсутствии), однако не приняло все зависящие от него меры по исполнению предусмотренной антимонопольным законодательством обязанности, а также должно было предвидеть возможность наступления неблагоприятных последствий, то вина АО «ФПК» считается установленной.

Ответственность за данное правонарушение установлена частью 5 статьи 19.8 КоАП, в соответствии с которой непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 данной статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Согласно финансовой отчетности, опубликованной на официальном сайте АО «ФПК» в разделе «Отчетность» выручка общества за 2016 год от продажи товаров, работ, услуг составила 201 210 804 тыс. руб.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Постановления от 25.02.2014 № 4-П, устанавливаемые КоАП размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу части 1 статьи 1, статьи 2, части 3 статьи 17,статьи 18 и статьи 55 Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.

При рассмотрении дела в отношении АО «ФПК» обстоятельств, смягчающих или обстоятельств, отягчающих административную ответственность не установлено.

При этом, учтено, что на момент вынесения настоящего постановления, запрошенная ФАС России информация обществом не представлена.

В рассматриваемом случае АО «ФПК» не представило доказательств, свидетельствующих, что данное правонарушение было вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля. Общество имело реальную и объективную возможность для обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных антимонопольным законодательством, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, однако не приняло всех зависящих от него мер по их соблюдению.

Срок давности привлечения АО «ФПК» к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства на момент вынесения постановления, не истек.

На основании изложенного, руководствуясь частями 1, 2 статьи 2.1, статьей 2.10, статьями 4.1, частью 5 статьи 19.8, а также статьями 23.48, 29.10 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать АО «Федеральная пассажирская компания» (адрес: 107078, г. Москва, ул. Маши Порываевой, д. 34; ИНН:7708709686; КПП: 770801001; ОГРН: 1097746772738; дата регистрации в качестве юридического лица — 03.12.2009) виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 19.12.2016 № 415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН: 16133061300000830867

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу (499) 755-23-24.

На основании части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП и статьей 23.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в арбитражный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно пункту 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

Заместитель начальника

Правового управления А.С. Крюков

Связанные организации

Связанные организации не указаны