Постановление №АГ/6116/18 ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу об административном... от 31 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу

об административном правонарушении № 4-14.31-1987/00-11-17

г. Москва

Резолютивная часть постановления оглашена «31» января 2018 года

В полном объеме постановление изготовлено «31» января 2018 года

Я, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Голомолзин Анатолий Николаевич, рассмотрев протокол и материалы дела об административном правонарушении № 4-14.31-1987/00-11-17 , возбужденного в отношении директора коммерческого департамента ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» <...>, в присутствии <...>, которому разъяснены права лица в отношении которого ведется производство по делу, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), а также права защитника, предусмотренные статьей 25.5 КоАП,

УСТАНОВИЛ:

В Федеральную антимонопольную службу поступило заявление ООО «К-телеком» о наличии в действиях ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившихся в навязывании невыгодных условий договора в части установления тарифов на услуги по пропуску трафика на зоновом уровне присоединения.

Между ООО «К-телеком» и ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» заключен договор от 20.10.2014 № 7/24 «О присоединении и взаимодействии сетей электросвязи» (далее – Договор), предметом которого является:

1. ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» оказывает ООО «К-телеком» услугу присоединения на зоновом уровне сети подвижной радиотелефонной связи ООО «К-телеком» к зоновой телефонной сети ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» и услугу зонового завершения вызова, согласно Приложению № 5 к Договору.

2. ООО «К-телеком» оказывает ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» услугу присоединения сети электросвязи ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» к сети подвижной радиотелефонной связи ООО «К-телеком» и услугу по пропуску трафика ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» на сеть ООО «К-телеком», согласно Приложению № 5 к Договору.

В Приложении № 5 к Договору были установлены тарифы:

1) ООО «К-телеком» на услугу по пропуску трафика — Зоновое завершение вызова на код DEFK-Телеком 978 9ХХ ХХ ХХ, согласно выделенной ФАС собственной нумерации (на сеть ООО «К-телеком») составлял 1,10 руб. без НДС (ежемесячный платеж/за 1 мин.);

2) ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» на услугу зонового завершения вызова — Внутризоновое завершение вызова на код АВС 8 693 ХХ ХХХХ (на сеть ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ») составлял 0,71 руб. без НДС (ежемесячный платеж/за 1 мин.).

ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» направило ООО «К-телеком» письмо от 20.10.2015 № 1476-20-3 о планируемом изменении тарифов на Услугу зонового завершения вызова с приложением Дополнительного соглашения № 1 к Договору. ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» обосновало изменение тарифов пунктом 4.3 Договора, согласно которому тарифы на оказываемые услуги могут изменять ООО «К-телеком»/ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» в одностороннем порядке.

В ответ ООО «К-телеком» письмом от 28.10.2015 № 15/1890 сообщило, что считает указанное повышение невозможным, так как тарифы на услуги завершения вызовов на сетях ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» и ООО «К-телеком» являются существенными условиями Договора и должны соответствовать аналогичным тарифам принятым в межоператорских расчетах на рынке телекоммуникационных услуг операторами связи.

Также ООО «К-телеком» сообщило, что Договор предлагается расторгнуть с 01.12.2015, если ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» не согласен соблюдать основные экономические условия, установленные Договором.

Таким образом, при установлении тарифов ООО «К-телеком» предлагало руководствоваться уровнем тарифов, сложившемся на рынке услуг по присоединению и пропуску трафика.

Письмом от 20.01.2016 № 66-3/2-3 ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» уведомило ООО «К-телеком» об увеличении тарифов с 01.03.2016 и направило Дополнительное соглашение № 1 к Договору, в котором установило тариф на внутризоновое завершение вызова на код АВС 8 693 ХХ ХХХХ — 1,27 руб. без НДС (ежемесячный платеж/за 1 мин.).

Таким образом, тариф ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» на услугу внутризонового завершения вызова за 1 минуту изменен с 0,71 руб. до 1,27 руб. без НДС или на 78%.

ООО «К-телеком» письмом от 21.01.2016 № 16/111 выразило отказ от подписания Дополнительного соглашения № 1 к Договору, указав на пункт 8.6 Договора, согласно которому изменения и дополнения к Договору производятся только по письменному согласию сторон и оформляются дополнительными соглашениями, если иной порядок не установлен Договором.

Также ООО «К-телеком» повторно указывает на необходимость при установлении тарифов на услуги внутризонового завершения вызова руководствоваться сложившимся на данном рынке уровнем цен и предлагает считать Договор расторгнутым с 01.03.2016 в случае несогласия ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» соблюдать установленные в Договоре экономические условия.

ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» письмом от 04.02.2016 № 188-3 приняло предложение о расторжении Договора. А также предложило ООО «К-телеком» до 08.02.2016 выслать запрос на подготовку и выдачу технических условий подключения сети ООО «К-телеком» к системе вызова экстренных оперативных служб ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ».

ООО «К-телеком», проанализировав возможность альтернативной маршрутизации абонентского трафика с сети подвижной радиотелефонной связи ООО «К-телеком» на нумерацию в коде АВС = 8692 ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ», письмом от 11.02.2016 № 16/232 сообщило, что в случае расторжения Договора у ООО «К-телеком» не будет иной возможности обеспечить пропуск трафика на сеть ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» в соответствии с Требованиями к порядку пропуска трафика в телефонной сети связи общего пользования, утвержденными приказом Мининформсвязи России от 08.08.2005 № 98. По мнению ООО «К-телеком», расторжение Договора повлечет за собой нарушение связности сетей ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» и ООО «К-телеком» и ухудшению качества услуг, предоставляемых абонентам ООО «К-телеком» на территории г. Севастополь.

Также ООО «К-телеком» сообщило, что поскольку предложение по изменению тарифов на услуги зонового завершения вызова не обосновано изменением каких-либо экономических показателей, то ООО «К-телеком» готово продолжить сотрудничество с ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» в соответствии с действующими условиями Договора.

Письмом от 24.02.2016 № 363-3/2-3 ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» сообщило, что в связи с тем, что ООО «К-телеком» письмом от 21.01.2016 № 16/111 уведомило о намерении расторгнуть Договор, ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» считает Договор расторгнутым с 01.03.2016.

В ответ письмом от 26.02.2016 № 16/288 ООО «К-телеком» сообщило, что не считает Договор расторгнутым, так как согласно пункту 8.6 Договора все изменения и дополнения к Договору производятся по письменному согласию сторон о оформляются дополнительными соглашениями.

Таким образом, ООО «К-телеком» неоднократно указывало ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» на необходимость при установлении тарифов на услуги внутризонового завершения вызова руководствоваться сложившимся на данном рынке уровнем цен, а также на отсутствие альтернативного маршрута пропуска трафика на сеть ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» и на последствия расторжения Договора в виде отсутствия возможности установления телефонного соединения между абонентами операторов ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» и ООО «К-телеком».

В соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, был проведен анализ рынка с целью установления доминирующего положения ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» на рынке услуг присоединения и пропуска трафика.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» к сфере деятельности субъекта естественной монополии относятся услуги общедоступной электросвязи.

Приказом ФСТ России от 25.12.2014 № 2392-с «О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии и включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль» ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» включено в реестр субъектов естественных монополий в области связи в раздел I «Услуги общедоступной электросвязи» под регистрационным № 92-2-1.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» утвержден Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба, согласно которому услуги по предоставлению внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных отнесены к услугам общедоступной электросвязи.

Оказание услуг общедоступной электросвязи субъектом естественной монополии неразрывно связано с оказанием услуг присоединения и пропуска трафика. Присоединение сетей электросвязи одного оператора к сетям электросвязи другого оператора осуществляется для их взаимодействия по пропуску трафика, что обеспечивает предоставление телефонного соединения абонентам.

Данная позиция соответствует постановлениям Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 06.09.2011 по делу № А40-3957/10-122-55, ФАС Центрального округа от 29.01.2013 по делу № А35-12506/2011.

Следовательно, возможность оказывать решающее влияние на условия обращения услуг присоединения и пропуска трафика обусловлена состоянием конкуренции и положением хозяйствующего субъекта на рынке услуг внутризоновой телефонной связи.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, на основании результатов анализа рынка и в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» занимает доминирующее положение на рынке услуг присоединения и пропуска трафика на внутризоновом уровне на территории г. Севастополь.

ФАС России письмом от 17.03.2016 № АГ/16757/16 в адрес ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» направлен запрос информации о предоставлении, в том числе экономического, технологического и иного обоснования повышения тарифа на услугу зонового завершения вызова.

В ответ письмом от 25.03.2016 № 593-5/2-1 ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» сообщило, что направляет значительные средства на создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры г. Севастополя.

Также сообщило, что в результате оценки понесенных и планируемых затрат руководством ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» принято решение о поэтапном увеличении тарифов. Первым этапом предусмотрено изменение тарифов на услуги по пропуску трафика, так как ООО «К-телеком» создает наибольшую нагрузку на сети ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» среди операторов, присоединенных на зоновом уровне присоединения, ООО «К-телеком» проинформировано одним из первых.

Согласно статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» не представило документального подтверждения понесенных и планируемых затрат, учитываемых при расчете тарифа на услугу зонового завершения вызова.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Таким образом, действия ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ», выразившиеся в навязывании невыгодных условий договора в части установления тарифов на услуги по пропуску трафика на зоновом уровне присоединения, содержат признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

На основании статьи 391 Закона о защите конкуренции ФАС России выдал ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» предупреждение о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства (исх. от 23.09.2016 № ИА/65953/16).

Согласно Предупреждению ФАС России ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» надлежало прекратить действия, выразившиеся в навязывании невыгодных тарифов на услугу зонового завершения вызова на сеть ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ», путем направления оферты в адрес ООО «К-телеком», содержащей условие по цене не выше, чем цена, установленная ООО «К-телеком» на услуги зонового завершения вызова на сеть ООО «К-телеком».

В ответ на предупреждение письмом от 31.10.2016 2166-1 ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» направило позицию об экономической обоснованности установления тарифов на услугу зонового завершения вызова на сеть ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ».

В качестве обоснования ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» направило Расчет тарифов на пропуск трафика присоединенных операторов на сеть ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» (завершение вызова), которым представлены общие сведения о сумме входящего трафика от присоединенных МГ/МН/зоновых и местных операторов, о доходах от сети местной телефонной связи и предоставления инфраструктуры сторонним операторам, а также сведения об убытке от содержания сети местной телефонной связи, на основании которых рассчитана себестоимость пропуска 1 минуты трафика от присоединенных операторов с рентабельностью 30%.

Вместе с тем конкретного расчета тарифа на услугу по пропуску трафика (зонового завершение вызова) с разнесением отдельных статей затрат на конкретную услугу не представлено. Представленные ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» сведения не свидетельствуют об обоснованности повышения тарифов на услугу зонового завершения вызова на сеть ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» в размере 1,27 руб/мин.

Таким образом, в связи с неисполнением ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» Предупреждения ФАС России в установленный срок и на основании части 8 статьи 391 Закона о защите конкуренции ФАС России приказом от 19.12.2016 № 1791/16 возбуждено дело № 1-10-194/00-11-16 о нарушении ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Изучив материалы дела № 1-10-194/00-11-16, пояснения лиц, участвующих в деле, ФАС России пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 18 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее — Закон о связи) операторы связи и владельцы сетей связи специального назначения имеют право на присоединение своих сетей электросвязи к сети связи общего пользования. Присоединение одной сети электросвязи к другой сети электросвязи и их взаимодействие осуществляются на основании заключаемых операторами связи и владельцами сетей связи специального назначения договоров о присоединении сетей электросвязи.

Операторы сети связи общего пользования на основании договоров о присоединении сетей электросвязи обязаны оказывать услуги присоединения иным операторам связи в соответствии с Правилами присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2005 № 161 (далее – Правила).

Согласно пункту 17 Правил в договоре о присоединении должно быть достигнуто согласие в отношении всех существенных условий присоединения сетей электросвязи, предусмотренных в разделе IV Правил.

В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о связи цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика определяются оператором связи самостоятельно, исходя из требований разумности и добросовестности, если иное не предусмотрено Законом о связи.

Таким образом, поскольку тарифы на услуги по присоединению и пропуску трафика устанавливаются самостоятельно, то оператор связи должен руководствоваться требованиями разумности и добросовестности.

Приказом Роскомнадзора от 28.09.2016 № 252 ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» включено в реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования.

В адрес Россвязи письмом ФАС России от 27.01.2017 № АГ/4622/17 был направлен запрос информации об обращении ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» в Россвязь с предложением об установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика и реализации Россвязью права, предусмотренного пунктом 8 Правил государственного регулирования цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в сети связи общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2005 № 627 (далее — Правила государственного регулирования цен), в части принятия решения об установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика для ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ».

Письмом от 14.02.2017 № РШ-П31-1830 Россвязь сообщило, что в соответствии с пунктом 8 Правил государственного регулирования цен Россвязью на основе экспертного заключения ФГУП ЦНИИС было принято комиссионное решение об установление предельных максимальных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ».

На согласование ФАС России письмом от 10.02.2017 № РШ-П31-1711 Россвязью направлен проект приказа «Об установлении предельных цен на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» и ГУП РК «Крымтелеком», согласно которому тариф на услугу зонового завершения вызова на сеть ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» определен в размере 0,71 руб./мин. без учета НДС.

Согласно определению об отложении рассмотрения дела № 1-10-194/00-11-16 от 26.01.2017 № 11/4347/17 ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» необходимо было представить подробный расчет себестоимости пропуска 1 минуты входящего трафика от присоединенных операторов.

В ответ ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» направило пояснительное письмо, которым представлена информация об общей монтированной емкости сети, об основных частях сети электросвязи ГУП «С «СЕВТЕЛЕКОМ», о составе транспортной сети, о транзитном зоновом узле связи и составе линейно-кабельных сооружений, о порядке прохождения, обработки и завершения вызова, об общих затратах на обслуживание технической базы местной телефонной сети, о больших эксплуатационных затратах, в том числе на оплату труда, о высоких уровнях потребления электроэнергии, об общих сведениях о доходах предприятия.

Указанная ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» себестоимость пропуска 1 минуты входящего трафика, приведенная на основании общих сведений о затратах, составляет 5,35 руб.

Вместе с тем расчета тарифа на услугу завершения зонового вызова с отнесением конкретных статей затрат (прямых, косвенных) на услуги, в том числе на услугу зонового завершения вызова, не представлено.

В целях полного и всестороннего рассмотрения дела № 1-10-194/00-11-16 ФАС России проанализировал тарифы на услугу зонового завершения вызова ПАО «МГТС», ПАО «Ростелеком» (МРФ «Северо-запад г. Санкт-Петербург» и МРФ «Юг») и ПАО «Таттелеком».

Указанные операторы включены в Реестр операторов, занимающих существенное положение в сети связи общего пользования, и в соответствии с пунктом 3 Правил государственного регулирования цен Федеральное агентство связи устанавливает предельные цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика.

Согласно информации, размещенной на официальных сайтах ПАО «МГТС», ПАО «Ростелеком» (МРФ «Северо-запад г. Санкт-Петербург» и МРФ «Юг») и ПАО «Таттелеком»:

  • Услуга зонового завершения вызова на сеть ПАО «МГТС» составляет 0,40 руб. без НДС (ежемесячный платеж/за 1 мин.).

  • Услуга зонового завершения вызова на сеть ПАО «Ростелеком» (МРФ «Северо-запад г. Санкт-Петербург») на сеть фиксированной телефонной связи, определяемой географически в пределах обслуживаемой территории и использующей ресурс нумерации географически определяемой зоны нумерации, в пределах территории одного поселения составляет 0,57 руб. без НДС (ежемесячный платеж/за 1 мин.).

  • Услуга зонового завершения вызова на сеть ПАО «Ростелеком» (МРФ «Юг») на сеть фиксированной телефонной связи, определяемой географически в пределах обслуживаемой территории и использующей ресурс нумерации географически определяемой зоны нумерации, составляет 0,71 руб. без НДС (ежемесячный платеж/за 1 мин.).

  • Услуга зонового завершения вызова на сеть фиксированной телефонной связи, определяемой географически в пределах обслуживаемой территории и использующей ресурс нумерации географически определяемой зоны нумерации, ПАО «Таттелеком» составляет 0,92 руб. без НДС (ежемесячный платеж/за 1 мин.).

Таким образом, уровень тарифов на услугу зонового завершения вызова, сложившийся на территории Российской Федерации, составляет 0,40 — 0,92 руб/мин.

Учитывая изложенное ФАС России пришел к выводу, что предложенный ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» тариф на внутризоновое завершение вызова экономически, технологически и иным образом не обоснован, превышает уровень тарифов на услугу зонового завершения вызова, сложившийся на данном рынке.

Определением об отложении дела № 1-10-194/00-11-16 от 15.03.2017 № 11/16451/17 на ООО «К-телеком» и ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» была возложена обязанность по представлению надлежащим образом заверенных копий документов, свидетельствующих о том, что договор от 20.10.2014 № 7/24 «О присоединении и взаимодействии сетей электросвязи» действует по настоящее время, а именно акты сверки, счета-фактуры, платежные поручения с марта 2016 года по март 2017 года.

ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» представило подтверждающие документы, а именно копии актов оказанных услуг, счетов-фактур, платежных поручений с марта 2016 года по февраль 2017 года.

ООО «К-телеком» представило подтверждающие документы, а именно копии счетов-фактур, платежных поручений с марта 2016 года по февраль 2017 года.

Таким образом, представленные документы свидетельствуют о том, что Договор действует по настоящее время, так как в период с марта 2016 года по февраль 2017 года услуги по пропуску трафика оказываются взаимно и производится оплата оказанных услуг.

Также решением Арбитражного суда города Севастополя от 24.10.2016 по делу № А84-3711/16 установлено, что договор от 20.10.2014 № 7/24 «О присоединении и взаимодействии сетей электросвязи» между ООО «К-телеком» и ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» не является расторгнутым.

На заседании Комиссии по рассмотрению дела № 1-10-194/00-11-16 от 04.05.2017 представитель ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» сообщил, что в расчет тарифа на услугу зонового завершения вызова включен недополученный доход (убыток) от услуг телефонной связи, тарифы на которые регулируются ФАС России. Представитель ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» пояснил, что так как тарифы на услуги общедоступной электросвязи, которые подлежат государственному регулированию в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи», установлены ФАС России на уровне ниже уровня экономически обоснованных затрат, ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» решило повысить тариф на услугу зонового завершения вызова до 1,27 руб./мин.

Вместе с тем при утверждении предельного максимального уровня тарифов на услуги общедоступной электросвязи ФАС России было установлено, что в 2015 году всего по регулируемым услугам связи рентабельность составляла 6,2%, в 2016 году всего по регулируемым услугам связи — 5,2%.

Приказом ФАС России от 30.08.2016 № 1221/16 «Об утверждении тарифов на услуги общедоступной электросвязи, предоставляемые ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» на территории г. Севастополя» были утверждены максимальные уровни тарифов, при этом ГУП «С «СЕВТЕЛЕКОМ» не оспаривало данный приказ.

Таким образом, тарифы ГУП «С «СЕВТЕЛЕКОМ» на услугу зонового завершения вызова установлены на уровне превышающем экономически обоснованные затраты.

С учетом изложенного ФАС России пришел к выводу, что довод ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» о необходимости увеличения тарифа на услуги зонового завершения вызова с целью компенсирования убытков от оказания услуг телефонной связи, тарифы на которые регулируются ФАС России, является необоснованным.

ФАС России в соответствии с пунктом 3.25 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденного Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345, установила доминирующее положение ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» на рынке услуг присоединения и пропуска трафика на внутризоновом уровне на территории г. Севастополь.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Решением от 05.06.2017 № 11/37699/17 по делу № 1-10-194/00-11-16 действия ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ», выразившиеся в навязывании невыгодных условий Договора путем экономически, технологически и иным образом необоснованного повышения тарифа на услуги зонового завершения вызова, признаны нарушением пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В ответ на Определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 4-14.31-1390/00-11-17 от 20.07.2017 № 11/49544/17 ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» представило сведения о должностном лице, ответственном за принятие решения о повышении тарифа на услуги зонового завершения вызова для ООО «К-телеком», <...>. В соответствии с Дополнительным соглашением от 30.04.2015 № 135-ДС к Трудовому договору от 11.12.2014 № 624 <...> назначен на должность директора коммерческого департамента.

Согласно пункту 2 приказа ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» от 30.12.2015 № 433 «Об утверждении тарифа на «Услугу зонового завершения вызова на сеть фиксированной телефонной связи, определяемой географически в пределах обслуживаемой территории и использующей ресурс нумерации географически определяемой зоны нумерации оператора сети» для ООО «К-телеком» контроль за исполнением данного приказа возложен на директора коммерческого департамента <...>.

В соответствии с пунктами 2.6 и 2.7 Должностной инструкции директора коммерческого департамента ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» от 09.09.2016 директор коммерческого департамента обязан устанавливать долгосрочные отношения с клиентами, вести переговоры и согласовывать условия контрактов, заключение от имени Предприятия договоров (соглашений, контрактов) на предоставление телекоммуникационных услуг, их послепродажное обслуживание.

Письмом от 20.01.2016 № 66-3/2-3 ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» уведомило ООО «К-телеком» об увеличении тарифов с 01.03.2016 и направило Дополнительное соглашение № 1 к Договору с новым тарифом за подписью <...>.

Место совершения административного правонарушения — 299011, г. Севастополь, ул. Ленина, д. 2.

Время совершения административного правонарушения — 20.01.2016.

Объект административного правонарушения: общественные отношения в в сфере защиты конкуренции.

Субъект административного правонарушения: <...>.

Объективная сторона: совершение <...> правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 КоАП, выразившееся в навязывании невыгодных условий Договора путем экономически, технологически и иным образом необоснованного повышения тарифа на услуги зонового завершения вызова, что привело к кратному увеличению цены на указанные услуги.

Субъективная сторона: вина должностного лица в совершении административного правонарушения в результате ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей.

Таким образом, <...> совершил действия, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП, состав административного правонарушения установлен и подтверждается протоколом от 19.01.2018 по делу об административном правонарушении 4-14.31-1987/00-11-17 , а также другими материалами дела.

Срок давности привлечения <...> к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП за нарушение антимонопольного законодательства, на момент вынесения настоящего постановления не истек.

При назначении административного наказания лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
4-14.31-1987/00-11-17 обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

При рассмотрении дела об административном правонарушении
4-14.31-1987/00-11-17 установлено, что во исполнение предписания ФАС России ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» в адрес ООО «К-телеком» направило 23.06.2017 Дополнительно соглашение № 1 к Договору за подписью директора коммерческого Департамента ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» <...>.

Таким образом, предписание об устранении допущенного нарушения было исполнено добровольно до вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

В связи с пунктом 7 части 1 статьи 4.2. КоАП данное обстоятельство является смягчающим административную ответственность.

На основании изложенного, учитывая характер и обстоятельства совершенного правонарушения, руководствуясь частью 1 статьи 14.31 КоАП, а также статьями 23.48, 29.9 КоАП,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать директора коммерческого департамента ГУП С «СЕВТЕЛЕКОМ» <...> виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.31 КоАП, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП.

В соответствии с частью 5 статьи 3.5 КоАП сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 05.12.2017 № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» и приказу Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» денежные взыскания (штрафы) за нарушение антимонопольного законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, законодательства о естественных монополиях и законодательства о государственном регулировании цен (тарифов), налагаемые федеральными органами государственной власти оплачиваются в федеральный бюджет.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

УИН:

Получатель ИНН 7703516539

КПП 770301001

Межрегиональное операционное УФК

(Для ФАС России л/с 04951001610)

КБК 161 1 1602010 016000 140

ОКТМО 45380000

ОПЕРУ-1 Банка России г. Москвы

БИК 044501002

Расчетный счет 40101810500000001901

Копию документа, подтверждающего уплату административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет должностному лицу, вынесшему постановление, по факсу
(499) 755-23-24.

Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы не уплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

В соответствии с пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 30.1 КоАП, а также частью 1 статьи 30.3 КоАП постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечении срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Связанные организации

Связанные организации не указаны