Решение б/н Решение по жалобе АО «АФЭК» на действия АО «НИЧ «МАТИ» от 17 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 1-00-1003/77-18 о нарушении

процедуры торгов и порядка заключения договоров

 

31.05.2018 г. Москва

 

Комиссия Московского УФАС России по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее – Комиссия) в составе:

<...>

рассмотрев жалобу АО «АФЭК» (далее — Заявитель) на действия АО «НИЧ «МАТИ» (далее — Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению инициативного аудита (реестровый № 31806373432) (далее — Аукцион);

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ
«О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона.

Согласно доводам жалобы, нарушение со стороны Заказчика при проведении аукциона выразилось в установлении в Аукционной документации неправомерного требования о предоставлении в составе заявки участников документов, подтверждающих наличие не менее 1 аудитора, имеющего опыт работы в НИИ от 5 лет (руководителем или заместителем руководителя — казначейства, финансовой (бухгалтерской) службы), что, в свою очередь, ограничивает конкуренцию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по правилам настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

Частью 10 статьи 3 Закона о закупках предусмотрен ряд случаев, позволяющих участникам закупок обжаловать в антимонопольный орган в порядке, установленном таким органом, действия (бездействие) заказчика при закупках товаров, работ, услуг, в их числе осуществление заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о Конкурсе такого заказчика.

Жалоба Заявителя отвечает требованиям пункта 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения довода жалобы Заявителя в порядке статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

07.03.2018 в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС; Официальный сайт) Заказчиком размещено Положение о закупках товаров, работ, услуг (далее - Положение о закупках).

16.04.2018 в ЕИС Заказчиком размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме на оказание услуг по проведению инициативного аудита (далее — Извещение) с начальной (максимальной) ценой договора
880 000,00 руб.

Согласно Извещению дата окончания подачи заявок — 07.05.2018. Дата окончания срока рассмотрения заявок — 10.05.2018. Дата подведения итогов — 11.05.2018.

На основании пунктов 2, 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:

- требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке;

    • требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

В пункте 6.1 Аукционной документации Заказчиком установлены обязательные требования к участникам аукциона.

На основании пункта 6.2 Аукционной документации для подтверждения соответствия обязательным требованиям, указанным пункте 6.1 Аукционной документации, участник процедуры закупки в составе заявки на участие в аукционе должен приложить, в том числе документы, подтверждающие наличие не менее 1 аудитора, имеющего опыт работы в НИИ от 5 лет (руководителем или заместителем руководителя - казначейства, финансовой (бухгалтерской) службы).

Между тем, согласно пункту 18.9 Аукционной документации по итогам рассмотрения заявок на участие в аукционе Комиссией принимается решение в отношении каждого участника процедуры закупки о его допуске к участию в аукционе в отношении каждого лота отдельно либо об отказе в допуске такого участника к участию в аукционе в отношении каждого лота отдельно в порядке и по основаниям, которые предусмотрены аукционной документацией, в том числе в случае непредставление документов, а также иных сведений, требование о наличии которых установлено аукционной документацией.

Исходя из текста жалобы, указанное требование установлено Заказчиком неправомерно, поскольку Заказчиком созданы преимущественные условия для участников, имеющих в штате аудитора с опытом работы в НИИ от 5 лет (руководителем или заместителем руководителя - казначейства, финансовой (бухгалтерской) службы).

Согласно письменным пояснениям Заказчика установление такого требования в пункте 6.2 Аукционной документации направлено на подтверждение надлежащего исполнения договора, что позволяет установить лучшие условия исполнения договора по результатам проведения закупочной процедуры.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что установление указанного требования к участникам при рассмотрении заявок на участие в аукционе ограничивает конкуренцию, поскольку является прямым основание для отклонения заявки от дальнейшего участия в закупочной процедуре, так как данное требование в силу положений пункта 18.9 Аукционной документации Заказчика является по сути критерием допуска к дальнейшему участию в процедуре.

Закон о закупках не допускает предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в Документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарами, работ, услугам, к условиям исполнения договора
(часть 6 статьи 3 Закона о закупках).

Отсутствие у участников на момент подачи заявок квалифицированного персонала, а именно аудитора с опытом работы в НИИ от 5 лет (руководителем или заместителем руководителя - казначейства, финансовой (бухгалтерской) службы), а также подтверждающих документов, указанных в Аукционной документации, не влияет на возможность надлежащего исполнения таким участником обязательств по договору, поскольку такой квалифицированный персонал может быть привлечен участником закупки после подведения итогов закупки, в случае признания такого участника победителем закупки.

Таким образом, установление Заказчиком такого требования налагает дополнительные финансовые обязательства на участника закупки для целей принятия участия в аукционе.

Более того, Комиссией установлено, что из потребностей Заказчика не следует взаимосвязь между объектом закупки и предоставлением подтверждения наличия в штате участика аудитора, имеющего опыт работы именно в НИИ.

Фактически, наличие в штате участника аудитора, имеющего опыт работы в иной аудиторской организации может также в равной степени свидетельствовать о высоком уровне квалифицированности персонала при исполнении условий договора. Поскольку место работы в аудиторской деятельности не является определяющим показателем профессиональной квалификации аудитора.

Между тем, Заказчиком на заседании Комиссии не представлено объективного обоснования установления обжалуемого требования.

Таким образом, Заказчиком не доказано принципиального значения в установлении Аукционной документации требования о наличии у аудитора опыта работы именно в НИИ.

Комиссией установлено, что в соответствии с протоколом № 1 от 07.05.2018 в связи с непредроставлением документов, подтверждающих наличие у участников в штате не менее 1 аудитора, имеющего опыт работы в НИИ от 5 лет (руководителем или заместителем руководителя — казначейства, финансовой (бухгалтерской) службы) было отклонено 3 заявки (из 4 поданных).

Следовательно, установление Заказчиком такого требования повлекло за собой ограничение количества участников закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Учитывая изложенное, Комиссия Московского УФАС России приходит к выводу о наличии в действиях Заказчика нарушений принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленного пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Таким образом, Комиссия решила признать жалобу Заявителя обоснованной.

Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 10 статьи 3 Закона о закупках, частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу АО «АФЭК» (ОГРН 1037811117981 ИНН 7805290217) на действия АО «НИЧ «МАТИ» (ОГРН 5177746265527 ИНН 7707400398) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по проведению инициативного аудита (реестровый № 31806373432) обоснованной.

2. Установить в действиях АО «НИЧ «МАТИ» нарушение пункта 2 части 1
статьи 3 Закона о закупках.

3. Обязательное для исполнение предписание не выдавать, так как по итогам проведения аукциона АО «НИЧ «МАТИ» 25.05.2018 заключен договор
№ 1к/2018.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны